Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Популяции тигров в Индии грозит «полная катастрофа» из-за запрета на туризм

Постановление высокого суда осудили защитники природы, а также те, кто зарабатывает себе на жизнь благодаря исчезающему зверю.

© Фото : WWF РоссииТигр
Тигр
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Захотелось выпить? Заходите в бар «Тигр» в отеле «Тадж». Хотите отдохнуть? Добро пожаловать на курорт «Тигровая луна». Захотелось прошвырнуться по магазинам? Вам предложат пижамы, фартуки, скатерти и простыни тигровой раскраски. В городке Савай Мадхопур в Раджастане нет почти ничего, что не поддалось тигромании.

Нетрудно догадаться, с каким животным связывает свое благосостояние и перспективы на будущее город Савай Мадхопур. Захотелось выпить? Заходите в бар «Тигр» в отеле «Тадж». Хотите отдохнуть? Добро пожаловать на курорт «Тигровая луна». Захотелось прошвырнуться по магазинам? Вам предложат пижамы, фартуки, скатерти и простыни тигровой раскраски. В этом городке в Раджастане нет почти ничего, что не поддалось тигромании.

Сидя в прошлую субботу на площадке у обочины главной дороги, Ядвендра Сингх (Yadvendra Singh) вручил мне свою визитку, украшенную (естественно!) оранжевыми и черными полосками. С 1992 года он руководит турагентством «Тигровый глаз» и возит гостей со всего мира на сафари в национальный парк Рантамбор, расположенный неподалеку.


Но последние три недели Сингха не пускают в этот парк, который называют родным домом для 27 взрослых тигров и 25 тигрят. Не пускают вообще никого, потому что верховный суд Индии издал постановление, запрещающее туризм во всех основных местах обитания тигров.

Постановление носит временный характер и будет действовать до 22 августа, когда суд проведет еще одно заседание и решит, могут ли в Индии сосуществовать тигры и туристы. Данное решение будет иметь последствия не только для тигров, которых в Индии примерно 1700, но и для десятков, если не сотен тысяч индийцев, зарабатывающих средства к существованию благодаря этим большим кошкам.

«Я не могу в это поверить, - говорит Сингх. – Я занимаюсь этим двадцать лет, половину своей жизни. А теперь мне придется искать новую работу».

Однако Сингх, а также многие защитники дикой природы и экологи утверждают, что в итоге - в числе главных проигравших окажутся звери, которые вот уже на протяжении двух десятилетий помогают Сингху оплачивать счета. «Если запрет на туризм сохранят, тиграм в Индии придет конец, - говорит он. – Мы потратили массу сил и энергии, выслеживая их. Мы отпугиваем браконьеров. Туристам разрешается находиться в парке всего шесть часов в день, однако мы, проводники, по очереди патрулируем парк от восхода до заката. Добровольно».

Исполнительный директор Индийского общества защиты дикой природы (Wildlife Protection Society of India) Белинда Райт (Belinda Wright) из Нью-Дели говорит о том, что туристический запрет станет «полной катастрофой».

Подчеркивая, что она сама - за тигров, а не за туристов, Райт заявляет: «Лесной департамент в одиночку никак не сможет защитить тигров от браконьеров и захватов местных земель».

Фонд Корбетт (The Corbett Foundation) - это еще одна благотворительная организация Индии по защите диких животных. Его представители выражают аналогичное мнение. «В принципе все мы согласны с тем, что туризм с осмотром дикой флоры и фауны необходимо контролировать и жестко регулировать. Но полный запрет на любую туристическую деятельность в ключевых районах никак не поможет пополнить тигровую популяцию», - говорится в заявлении фонда.

С того момента, как суд вынес свое постановление, Сингх не заработал ни гроша. Вместе с десятками других гидов и водителей, которые кормят семьи, обслуживая ежегодно стекающихся в Рантамбор туристов, он проводит у дороги протест, напоминая властям о том, какой неотъемлемой частью города стали тигры.

Точных данных по количеству приезжающих в Савай Мадхопур туристов нет. Но в 2011 году входных билетов в национальный парк было продано 288000. Туристический спрос - гораздо выше, говорят местные жители, однако количество посетителей ограничивают, и поэтому одновременно в парке могут находиться 40 машин с 520 туристами на борту. 

Временное постановление оказалось очень болезненным, говорит врач Говердхан Сингх Ратор (Goverdhan Singh Rathore), заведующий бесплатной больницей, которая работает на доходы от его гостевого дома Khem Villas. «Мы уже отменили 10 процентов заказов на следующий сезон, - рассказывает Ратор, сидя во дворе своего дома, который украшен черепицей с черными и оранжевыми полосами. – Сорок процентов гостей попросили нас проинформировать их о том, что произойдет 22-го. Если запрет продлят, следующему сезону - конец». Ему придется закрыть и отель, и больницу, в которой в прошлом году лечилось 90000 пациентов, добавляет врач.

Аджай Дубей (Ajay Dubey) - участник кампании за отмену запрета. Он подал жалобу в верховный суд, и теперь говорит, что попросил лишь обеспечить соблюдение закона о защите дикой природы от 1972 года. Он заявляет, что этим законом налагается запрет на туризм в тех районах, где тигры размножаются и выводят потомство. «Бог свидетель – я хочу лишь того, чтобы соблюдался закон – и ничего больше», - написал он в своем электронном письме.

Никто исполнение этого закона не обеспечивает, отмечает Дубей, и результаты - трагические. Он указывает на центральный штат Мадхья Прадеш, где имеется шесть тигровых заповедников. «В 2000 году в Мадхья Прадеш было 700 тигров, а сейчас их число сократилось до 257, - говорит Дубей. – Это говорит о многом».

Он продолжает: «На сохранение популяции тигров негативно влияет бездумный туризм. Когда много машин и много людей, это травмирует исчезающий вид животных в важнейшем тигровом ареале».

Однако Райт отмечает, что цифры у Дубея неточные. «До переписи 2008 года популяцию тигров подсчитывали с использованием сомнительных, ненаучных методов, которые позволяли штатам существенно завышать показатели», - заявила она по телефону из Дели.

В соответствии с законом, в тигровых заповедниках должны иметься центральные районы, куда могут заезжать и заходить только работники лесного хозяйства. Их окружают буферные зоны, которые могут посещать туристы на машинах. В апреле суд отдал распоряжение 13 штатам с тигровыми парками представить свои планы зонирования. Планы представили только три штата, а остальные заявили о трудностях, связанных с созданием буферных зон из-за приобретения земель, выплаты компенсаций сельским жителям за переселение и проблем местной политики.

Возмущенный слабой реакцией штатов, верховный суд 24 июля издал временное постановление о запрете туризма во всех центральных районах заповедников до тех пор, пока штаты не выполнят указания по зонированию. Срок у них - до 22 августа, и в это время все заинтересованные стороны, например, гиды и правительства штатов, могут представлять свои доводы, доказывая, почему туристов можно пускать в центральные зоны заповедников.

Площадь национального парка Рантамбор составляет 393 квадратных километра, но прилегающие к нему земли занимают еще 900 квадратных километров. Лесничий парка Рантамбор Саху заявляет, что присутствие туристов спасает тигров, а не угрожает им.

«Посмотрите, где живут наши тигры. Туристы посещают лишь 6-10 процентов парка. Но именно в этих местах тигров больше всего».

Туристы также сообщают о незаконной вырубке лесов и помогают отпугивать браконьеров, говорит он. «Если бы Тадж Махал не был туристической достопримечательностью, сохранился бы он в своем нынешнем виде? – спрашивает Саху. – Весь мрамор давно бы уже растащили».

Отец Говердхана Сингха Ратора Фатех основал неправительственную организацию Tiger Watch и был одним из известнейших в Индии специалистов по тиграм вплоть до своей смерти в прошлом году. Сам Ратор отмечает, что нет ни единого доказательства, свидетельствующего о том, что туристы убивают тигров, прямо или косвенно, или что они препятствуют их размножению и росту. На самом деле, говорит он, «отношение между количеством туристов и численностью тигров прямо пропорциональное, а не обратно пропорциональное». В 2005-2006 годах в парке было 26 тигров. Несмотря на развитие туризма, их популяция выросла сегодня до 53 особей.

«Люди решили, что туризм - это плохо для тигров, но при этом они не посоветовались с наукой. Они видят вереницы джипов с туристами, которые нацеливают на зверей свои камеры с длинными объективами, и восклицают: «Ах, бедные тигры!» Но откуда им знать, что тигры - бедные и несчастные? Может, тиграм это даже нравится. Экологи говорят, что когда зверь напуган и выведен из душевного равновесия, он перестает размножаться. Но в Рантамборе популяция тигров растет вместе с туризмом».

Похоже, верховный суд хочет, чтобы «тигровые» штаты ограничили туристические экскурсии буферными зонами. Но проблема Рантамбора, а также других заповедников заключается в том, что туристы не захотят посещать ту единственную зону, которую можно выделить в качестве  буферной – не говоря уже о тиграх. Там буфером является пустошь, где мало флоры и фауны, а есть лишь карьеры, в которых добывали гравий. Чтобы добраться до этой зоны, тиграм придется уйти на 55 километров в сторону от основной части парка, и даже пересекать автомобильные дороги.

Кроме того,  в буферной зоне живет много народа. С 1970-х годов из центральных районов заповедника сюда переселили 62 деревни. Прежде чем здесь появились туристы, люди зарабатывали на жизнь вырубкой деревьев в тигровом заповеднике, а иногда занимались браконьерством, охотясь на тигров и выгодно продавая тигровые органы китайцам, которые используют их в традиционной медицине.

Местные племена из национального парка Канха, где находится тигровый заповедник, на этой неделе провели митинг протеста против туристического запрета. «Они намекают: делайте что хотите, чтобы заработать на жизнь – рубите деревья, даже охотьтесь на тигров», - заявил один человек телеканалу NDTV.

Август в Рантамборе - это всегда скудный месяц, потому что  большая часть парка в сезон муссонов все равно закрывается. Однако некоторые туристы обычно приезжают для посещения трех зон, которые остаются открытыми. Поэтому многие боятся последствий для местных жителей от постоянного запрета.

«Пострадают не только проводники, - заявил Сингх, протестующий у обочины. – Пострадают механики, обслуживающие джипы, пострадают торговцы, продающие футболки, хозяева гостиниц, женщины-рукодельницы».

«Если туристов не будут пускать в центральные районы заповедника, все наше хозяйство рухнет», - говорит Сатиш Джаин (Satish Jain), работающий проводником в парке с 1997 года.

«Основа нашей экономики - это туризм. Это вынужденно – раньше многие работали на цементном заводе, но его закрыли из-за национального парка. Было предприятие по заправке газовых баллонов, однако его тоже закрыли. На что же нам жить? О чем они думают?»

Факты о тиграх

В Индии живет половина мировой популяции тигров. По данным последней переписи, которые в 2011 году опубликовало Национальное управление по сохранению тигров, сегодня их насчитывается 1706. Это - больше чем в 2008 году, когда зверей было 1411, но гораздо меньше, чем сто лет тому назад, когда по Индии бродило 45000 тигров.

В Индии тигры живут в 18 штатах, от Гималаев на севере до Тамил Наду на юге. Их особенно много на северо-востоке, вплоть до границы с Бирмой.

Среда обитания у тигров может быть разной – это и тропические вечнозеленые леса, и листопадные леса, и мангровые болота, и травяные джунгли.

В период с 1994 по 2010 год браконьеры уничтожили 923 тигра, о чем сообщает Индийское общество защиты дикой природы.

Это общество и Агентство экологических расследований провели секретную проверку и выяснили, что торговля органами тигров и леопардов в Китае по-прежнему процветает.