Наша безопасность как члена НАТО обеспечена, но это не является само собой разумеющимся. Неопределенность, вызванная событиями на Ближнем Востоке, возможными изменениями в мировом равновесии сил или возрастающими военным присутствием и агрессивной риторикой России предъявляют безопасности Эстонии новые вызовы, на которые необходимо реагировать.
Наша исходная позиция на эти вызовы хорошая: Эстония серьезно относится к финансированию государственной обороны, наша оборонная способность растет и что самое главное: мы в мире не одиноки. В то же время ясно, что нас будут защищать только если мы будем готовы и сами защищать себя и наших союзников. Это предполагает реальную военную силу и способность противостоять угрозам, которые могут возникнуть далеко - например, в Афганистане, где наши солдаты защищают НАТО и через нее и безопасность Эстонии - или вблизи - на самой территории НАТО.
Считается то, что есть
Поэтому при строительстве оборонных способностей ключевое значение играет умение быстро и реально реагировать на разного рода угрозы. Считается то, что у нас есть, а не то, что кто-то сможет придумать или о чем-то мечтает. Даже если мечтателем является лучший теоретик в своей области.
После более чем ста дней моего пребывания в должности министра обороны я был рад убедиться, что с каждым днем оборонная способность нашего государства растет. В этом году мы инвестируем в свою оборону больше, чем в прошлом году, в будущем году благодаря экономическому росту суммы, вкладываемые в нашу оборону, будут больше, чем в нынешнем. Это важное, но, к сожалению, не широко распространенное среди государств НАТО и Европейского союза преимущество. Мы дополнительно закупили вооружений и оборудования, призвали больше, чем ранее молодых людей на срочную службу и провели больше учебных сборов резервистов. Подготовлена авиабаза в Эмари, в Эстонии проводятся все более важные международные военные учения, и в ближайшее время мы обеспечим всем срочнослужащим достойные жилищные условия.
Поскольку решения, принимаемые в оборонной сфере, имеют долгосрочное значение, мы должны быть способны смотреть и в будущее, так как каждое инвестированное евро должно производить устойчивость. Проще говоря: если мы тратим деньги на какую-либо военную систему, мы должны быть уверенными, что сможет поддерживать ее и в будущем, что у нас будут деньги на строительство для этой системы необходимых зданий, оплату и обучение знающих эту систему экспертов.
Мы в настоящее время готовим новую программу развития государственной обороны, описывающей, какие силы обороны мы будем развивать через десять лет, учитывая наши потребности и возможности. Потребности мы знаем, но возможности вынуждены оценивать консервативно: по сравнению с одобренной четыре года назад программой развития, у нас из-за экономического кризиса средств стало более чем на треть меньше, чем мы тогда предполагали, и с учетом этого мы и должны принимать решения. Они должны быть взвешенными и сделанными без эмоций: было бы преступно инвестировать из оборонного бюджета на проекты, не имеющие устойчивости. То, что не может быть реально используемо в случае необходимости, является тратой.
Решения в зависимости от возможностей
Нельзя согласиться с тем, что в нынешнем составе Сил обороны около 30% должностей не заполнены или, например, с тем, что ряд кораблей наших военно-морских сил простаивает - как об этом писали и журналисты - бесполезно у причала. Обобщая: нам нет никакой пользы от частей, резервный состав которых не протестирован в ходе учений или у которых не хватает необходимого оборудования. Поэтому нашим первым приоритетом является обеспечить личным составом уже имеющиеся мощности и оборудование и, если это будет необходимо, для достижения этой цели прекратить менее необходимые и менее перспективные проекты. Для проверки наших главных сил самообороны и оборудования, мы планируем в 2015 года провести крупные учения с привлечением 10 000 человек, подобных им в Эстонии после восстановления независимости еще не проводилось.
После этого мы сможем решить, способны ли с оставшимся бюджетом произвести что-то новое. Но и здесь главным остается учет реальности. То есть, предпосылками для инвестиций является твердое знание, что мы сможет обеспечить новые силы личным составом, причем не только на один год, но и на все время.
Прежде всего, вопрос заработной платы
Исходя их сложной ситуации с заработной платой, численность кадровых военнослужащих в последнее время не увеличилось. Вопрос о заработной плате решим в будущем году, главное - сберечь наше людское богатство. Чтобы обеспечить способность сил обороны к развитию, мы должны одновременно учитывать, чтобы т.н. текущие расходы - зарплата, топливо и прочее - не съели весь бюджет, чтобы на инвестиции оставалось не менее трети оборонных расходов.
Это ведет к ограничениям численности кадровых военнослужащих: для выплаты достойного пособия мы способны содержать в силах обороны лишь их определенное число. Уже сейчас мы знаем, что штабы сил обороны реально не пополнятся новыми людьми, в противном случае пострадают иные направления. Для обеспечения большей эффективности с нынешним личным составом, в программе развития государственной обороны должно быть разъяснено, какие бюрократические функции мы можем производить более эффективно, чем сейчас и какие штабы во имя этой цели предстоит объединить.
Наши оборонные способности растут, и рост продолжается. В нынешнем положении, когда правящая коалиция однозначно пообещала продолжить удержание оборонных расходов на уровне 2 процентов от валового внутреннего продукта, сорвать усиление нашей обороной способности может только подчинение ложным эмоциям и принятие на их основе глупых решений. Они могут подорвать наш оборонный бюджет так, что в случае реальных потребностей нам будет нечего предложить ощутимого наряду с амбиционными планами.
Урмас Рейнсалу, министр обороны, Союз Отечество-Республика
Перевод: Алексей Архипов