Мы поняли это еще месяцы назад: Запад не собирается проводить военное вмешательство в Сирии, чтобы сместить Башара Асада и положить конец безжалостной войне, которую ведет режим против собственного народа.
Каждый день приносит все новые жертвы среди мирного населения, которое гибнет под ударами сирийской авиации. Однако факты неумолимы и даже вызывают шок с точки зрения «ответственности по защите» мирных жителей, которой следует руководствоваться международному сообществу.
Как бы то ни было, нельзя не признать очевидное: США, Франция и Европа не считают, что в состоянии провести такое вмешательство. По их мнению, Сирия - это не Ливия. Россия и Китай блокируют все инициативы в Совете безопасности ООН, необходимые военные средства считаются непропорциональным ответом, а риск дестабилизации этого взрывоопасного региона кажется слишком большим.
Означает ли это, что Сирию и ее народ бросили на произвол жестокой судьбы? Разумеется, нет. Западная дипломатия вновь развернула бурную деятельность. На прошлой неделе министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус (Laurent Fabius) побывал в Иордании, Ливане и Турции, где заявил, что «сирийский режим нужно свергнуть, и быстро».
За последние несколько дней Франсуа Олланд встретился с новым спецпредставителем ООН Лахдаром Брахими и делегацией Сирийского национального совета (главное коалиционное объединение сирийской оппозиции). Сейчас, когда Франция занимает кресло председателя Совета безопасности ООН, президент Республики повторил, что «политическое решение невозможно без ухода Башара Асада», и призвал СНС «организовать крупное собрание всех оппозиционных сил». В Вашингтоне президент Обама сухо предостерег Дамаск от попытки использовать против повстанцев химическое оружие.
В этих поступках и заявлениях можно усмотреть позорное проявление западного малодушия, которое только обострил проект президента Египта по созданию «контактной группы по Сирии» (в нее должны войти Иран, Турция и Саудовская Аравия).
Но это было бы заблуждением. История учит нас, что в подобного рода ситуациях для подготовки будущего слово может оказаться гораздо важнее оружия. Ни для кого не секрет, что дни (или, в худшем случае, месяцы) нынешнего сирийского режима сочтены, а его падение неизбежно, как только он начинает терять веру в собственные войска и бояться отправить их на отвоевание потерянной территории.
Таким образом, сейчас для нас очень важно общаться с оппозиционерами, устанавливать новые контакты, помогать им в поиске мирного решения, знать и понимать мусульманских деятелей, которые завтра будут руководить Сирией, как сегодня руководят Египтом, Ливией и Тунисом. Такой подход не принесет славы, но он необходим, полезен и предусмотрителен.