В успех предприятия почти никто не верил. Потребовалось 18 лет зачастую хаотичных переговоров для того, чтобы Россия вступила во Всемирную торговую организацию. Договоренность было подписана в декабре 2011 года в Женеве, а официально процесс стартовал в эту среду. «Несмотря на противодействие влиятельных лобби (прежде всего это касается сельского хозяйства), которые заняли еще более жесткие позиции за последние несколько месяцев, вступление стало политически неизбежным и необходимым для Москвы», - комментирует ситуацию экономист BNP Paribas Анна Дорбек (Anna Dorbec). Возможно, это объясняется стремлением России войти в ОЭСР, что будет гораздо проще сделать после нынешнего шага. Кроме того, это вполне логичное решение с той точки зрения, что она была последним государством вне ВТО в рамках большой двадцатки и группы БРИК, блока крупнейших развивающихся стран, в который также входят Бразилия, Индия и Китай. Вступление Москвы в ВТО приходится на период замедления мировой экономики: как предполагают в организации, рост товарообмена снизится в этом году до отметки в 3,7% после 5% в 2011 году и 13,8% в 2010 году. Подобный неблагоприятный климат подталкивает государства к принятию протекционистских мер, а не развитию свободной торговли.
Таможенные барьеры
Чтобы ограничить последствия вступления в ВТО (в первую очередь это касается импорта, так как 70% российского экспорта состоят из нефти и газа, которые находятся вне компетенции этой организации) Россия договорилась о переходном периоде для открытия собственных рынков. Москва добилась семи- или восьмилетней отсрочки для двух ключевых секторов: сельского хозяйства, которое пока еще недостаточно конкурентоспособно и продолжит получать субсидии, и автомобильной промышленности, остающейся под защитой таможенных пошлин.
В сфере сельскохозяйственной продукции таможенные пошлины постепенно снизят с 15,6% до 11,2%. Несмотря на огромный потенциал в области зерновых, Россия до сих пор не смогла стать житницей мира и все еще не способна удовлетворить внутренний спрос на мясо.
Что касается автомобильной промышленности, главная задача – поддержать локальное производство, так как страна представляет собой привлекательный рынок из 140 миллионов потенциальных покупателей. «Экономика не конкурентоспособна, она испытывает недостаток технологий, зарплаты и кредиты обходятся дорого, а деловой климат не слишком благоприятен для инвесторов. В этой связи импортные пошлины были подняты, чтобы заставить предприятия открыть производство на территории страны», - объясняет Анна Дорбек. Во время переговоров в обмен на снижение таможенных пошлин российским властям удалось выторговать обязательство для предприятий локализовать часть производства в России. Кроме того, открытость для конкуренции может стимулировать потребление и покупку оборудования благодаря снижению цен на импортную продукцию.
Как бы то ни было, главную выгоду от вступления в ВТО Россия намеревается извлечь в долгосрочной перспективе. «Я рассчитываю на то, что увеличение конкуренции подстегнет модернизацию нашей экономики», - заявил в апреле президент Владимир Путин. В стране действительно предстоит сделать очень многое: она все еще плетется в хвосте международных бизнес-рейтингов по таким параметрам, как коррупция, эффективность управления и свобода предпринимательства.
Однако тем временем страна все еще может положиться на подпитывающие рост ее экономики финансовые резервы и дорогую нефть. Так, Россия может похвастаться профицитом бюджета и незначительным государственным долгом, который составляет всего 13% ВВП. Экономический рост в этом году должен составить примерно 4%.