За пять лет Леа Сейду (Léa Seydoux) стала настоящей иконой для французских авторов, которые черпают в ее буйной энергии материал для воплощения идей и пищу для фантазии. Кроме того, она покорила и голливудских режиссеров, которые готовы поставить ее в один ряд с такими суперзвездами международного масштаба, как Рассел Кроу, Том Круз и Оуэн Уилсон. Все это вполне бы могло вскружить ей голову. Но она твердо стоит на земле. Женщина, которую сравнивали со всеми величайшими актрисами (Анна Карина, Брижит Бардо, Изабель Аджани), не ищет легких путей и стремится работать с требовательными режиссерами. Последним из них стал Абделатиф Кешиш (Abdellatif Kechiche), бывший актер, который пытается вывести своих подопечных из равновесия, чтобы добиться от них максимальной отдачи. Во время встречи на съемочной площадке фильма «Голубой — это теплый цвет» (Bleu est une couleur chaude) 27-летняя актриса описывает игру как некий химический опыт: она пытается опробовать новые сплавы и кристаллизировать новые эмоции. В этот момент сразу вспоминается выставка фотографий молодых надежд французского кино перед церемонией вручения премии «Сезар»: там она стояла в тонких очках и белом халате, как заправский лаборант. Сейчас же она рассказывает нам о своих сомнениях, страстях и желаниях.
Опьянение игрой
Больше всего Леа Сейду боится инертности: она борется с ней, с умом выбирая роли и режиссеров. Непроницаемая принцесса Клевская в «Прекрасной смоковнице» (La Belle Personne) Кристофа Оноре (Christophe Honoré), бойкая девушка в «Строг на юг» (Plein Sud) Себастьена Лифшица (Sébastien Lifshitz), не желающий принимать действительность подросток в «Прекрасной занозе» (Belle Épine) Ребекки Злотовски (Rebecca Zlotowski), безжалостная убийца в «Миссия невыполнима: Протокол Фантом» (Mission: Impossible — Ghost Protocol) Брэда Берда (Brad Bird), влюбленная горничная в «Прощай, моя королева» (Les Adieux à la reine) Бенуа Жако (Benoît Jacquot), брошенная мать в «Сестре» (L’Enfant d’en haut) Урсулы Мейер (Ursula Meier)… Сейчас Леа Сейду заканчивает съемки фильма «Голубой — теплый цвет» Абделатифа Кешиша по графической новелле Жюли Маро (Julie Maroh).
«Животная страсть и трезвый рассудок»
«Абделатиф постоянно проверяет вас на прочность, — рассказывает она из Лилля, где временно живет во время съемок картины. — Но он не делает проб. Мы просто несколько раз виделись с ним в кафе, и на третьей встрече он просто сказал мне: «Ты в фильме». Это история любви двух девушек (одна из них, естественно, Леа, а вторую играет Адель Экзаркопулос (Adèle Exarchopoulos), которую вы могли видеть в «Облаве» (La Rafle) Розлин Бош (Roselyne Bosch), прим.ред.). Мой персонаж – художница, и мне пришлось взять несколько уроков и покрасить волосы в голубой цвет. Сначала меня нервировало, что люди на улице смеются надо мной, поэтому я прятала их под шапку. Но потом я привыкла».
«Крещение огнем»
Абделатиф Кешиш, который раскрыл талант Сары Форестье (Sara Forestier), Сабрины Уазани (Sabrina Ouazani), Афсии Эрзи (Hafsia Herzi) и Яхимы Торрес (Yahima Torres), пользуется репутацией режиссера, который требует полной отдачи от своих актрис, особенно «новых». «Он использует очень необычный метод, — признает Леа Сейду. — И может потратить пять дней на одну сцену. Абделатиф растягивает время. И сразу высказывает все, что думает. Мне нравится, когда у актеров есть своя тайна. Когда они взывают к воображению. Этот захватывающий опыт я воспринимаю как нечто вроде крещения огнем. Если вы работали с ним, то можете вынести все, что угодно. Я позволила увести себя далеко от того, что обычно мне интересно, и думаю, что сделала в этом фильме такие вещи, на которые, как мне казалось раньше, была неспособна. Мне и правда потребовалось… окунуться в него с головой».
Однако искусство требует жертв, и чтобы принять участие в съемках «Голубой — теплый цвет» актрисе пришлось отказаться от «Пены дней» (L’Écume des jours) Мишеля Гондри (Michel Gondry) по роману Бориса Виана, где она должна была сыграть подругу Шика Ализу. При том на подготовку к этой роли он потратила немало времени. «Режиссеру всегда очень трудно говорить «нет», но тут уж ничего не поделаешь», — признает она. Ее темперамент, прекрасное лицо и блеск в глазах питают воображение режиссеров.
«Мне нужно, чтобы от режиссера исходило желание»
«Она воплощает в себе мужское и женское начала, животную страсть и трезвый рассудок, мягкость и непреклонность. Она упорно работает и полностью отдает себя делу», — рассказывает Урсула Мейер. «Она напоминает мне персонажей Говарда Хоукса», — считает Бенуа Жако. «Я хочу оставить ее только себе. Когда ты занимаешься кино, то становишься жутким собственником», — добавляет Ребекка Злотовски. «Ну и прекрасно! — восклицает Леа Сейду. — Мне нужно, чтобы от режиссера исходило желание».
В скором времени она присоединится к Тахару Рахиму на съемочной площадке нового фильма Ребекки Злотовски «Гранд Централ» (Grand Central) (история любви двух молодых работников атомной электростанции), играть в котором она согласилась, даже не читая сценарий. «Мне нужно нагнать «Любовный ушиб» (Love and Bruises), последний фильм Лу Йе, в котором играет Тахар, — вздыхает она. — Мне кажется, это великолепно. В любом случае, мы с Ребеккой уже выбрали костюмы: шорты и рубашки с завязками на талии. Мы прекрасно дополняем друг друга в работе. И когда мы вместе обсуждаем сцену, все сразу становится предельно понятным».
Зов Голливуда
Затем она отправится на съемки «Красавицы и чудовища» (La Belle et la Bête) Кристофа Гана (Christophe Gans). Эта картина является адаптацией не снятого в 1946 году фильма Жана Кокто (Jean Cocteau), а оригинального произведения XVIII века: «Съемки на студии в Бабельсберге, 15 платьев Кристиана Лакруа и партнер Венсан Касель (Vincent Cassel), — перечисляет она. — При всем этом, играть Красавицу — настоящий вызов. Это героиня, сказочный персонаж, поэтому нужно повернуться спиной к обычной жизни для работы над текстом, подбором жестов и интонации». Пока что она отложила в сторону «прославленные американские образы»: принцесса Аквитании из «Робина Гуда» (Robin Hood) Ридли Скотта (Ridley Scott), парижская продавщица пластинок из «Полночи в Париже» (Midnight in Paris) Вуди Алена (Woody Allen), злобная убийца у Брэда Берда. «Мне нужно было вернуться туда, — рассказывает она. — Потому что я люблю ощущать себя далеко от дома, устанавливать связи с незнакомыми людьми. Надеюсь, что все это получится снова, но никогда не
могу сказать заранее, что буду делать завтра. Я не строю далеко идущих планов. Мне повезло, что я могу окунуться в такие разные вселенные, могу играть персонажей, которым в жизни не удалось бы поладить друг с другом. Я не хочу сидеть на месте».
Скромная героиня
Пресса называет ее одной из главных фигур нового французского кино. «Сейчас я даже не могу сказать, актриса я или нет, — рассуждает она под влиянием фильма Абделатифа Кешиша. — Мне предлагают по-настоящему великолепные проекты, но я никогда не верила в себя — это чувство неуверенности связано с моим детством. Но если я не буду недооцениваться себя, то, боюсь, не смогу проявить себя на высоте».
Она считает себя неприспособленной к современному обществу, однако многие режиссеры называют ее лучшей актрисой своего поколения. Как бы то ни было, она даже радуется своей относительной малоизвестности. «Несмотря на обложки журналов, меня очень редко узнают на улицах, и мне кажется, что я не так уж привлекаю внимание», — говорит она. Она сторонится высокопарных фраз и не чужда самоиронии («Я всего лишь неприметная актриса из Латинского квартала» — эта фраза долгое время служила ей мантрой) и скромность: «Несдержанность и шумиха — это не мое».