Поскольку в Иране нет никого, кто бы мог дать ценные советы в области государственного управления и политики, позвольте немного порассуждать на эту тему, обращаясь к опыту «Большой сатаны» - Соединенных штатов Америки. Возможно, впервые такие уроки принесут пользу и в земном мире, и в загробном.
Предвыборная кампания в Америке учит многому.
Как говорят мудрецы, не грех малость поговорить об опыте других людей. Поэтому предлагаем усвоить четыре урока из кампании по выборам президента США.
Урок первый: отношение к конкуренту
Не так давно Митт Ромни, кандидат в президенты от республиканцев, назначил своего заместителя – члена Конгресс Пола Райана 42 лет. Любопытна реакция на это Обамы, Байдена и других сторонников нынешнего американского президента.
Обама сначала начал превозносить Райана, охарактеризовав его как человека достойного уважения, хорошего семьянина и умелого оратора. Однако затем отчетливо провел границу между своими убеждениями и взглядами соперника и принялся критиковать его программу, и его самого.
Вице-президент Джо Байден тоже установил контакт со своим недавно назначенным конкурентом и приветствовал его подключение к соперничеству.
Однако более всего заслуживает внимание реакция агитационной команды Обамы, которая сразу же в своих СМИ начала критиковать программу соперника и объяснять негативные последствиях ее реализации.
Иран в этом смысле сильно отстает: пока какая-нибудь программа не начнет вступать в действие, мы не можем анализировать.
Урок второй: личность кандидата на пост вице-президента
42-летний Райан состоит в Конгрессе с 28 лет и сейчас длится уже его седьмой срок. Помимо членства в Конгрессе, он возглавляет Бюджетный комитет палаты представителей.
В университете он изучал политологию и экономику. С юных лет вел разную политическую деятельность, а летом продавал хот-доги из машины, самой сделанной в виде хот-дога.
Для сравнения и, возможно, большего исследования вопроса, позвольте поднять несколько коротких вопросов.
В большинстве иранских университетов у нас есть юридическо-политологический факультеты, но почти нет экономическо-политологических. Эта тема действительно требует обсуждения, но кто и когда его начнет?
Г-н Райан в студенческие годы проходил практику в офисе одного сенатора и прошел обучение по очень полезной программе Washington Semester, привлекающей студентов из разных штатов и других стран для учебы в Американском университете в Вашингтоне.
Здесь следует отметить, во-первых, то, что в Иране вообще невозможно себе предположить такую программу. Во-вторых, как ни стыдно это признать, в Иране не только трудно найти того, кто может чему-то научить, не отыщется и желающий обучаться политике! Сколько господ в нашей стране, которые не обучались и не проходили практику, а стали начальниками.
Интересно и то, что в процветающей Америке XXI века кандидат в вице-президенты в студенческие годы для получения заработка продавал хот-доги, в то время как в Иране, который только недавно вступил на путь развития и прогресса, поколение последних лет не приветствует такой вид заработка.
Более того, среди иранских руководителей первого, второго или даже третьего звена, особенно тех, которые недавно заняли свои должности, едва ли найдется тот, у которого был опыт работы, связанной с торговлей. Возможно, если задуматься, согласишься с тем, что из человека, привыкшего только тратить, не задумываясь о заработке, выйдет плохой руководитель.
Другим важным моментом является то, что человек, который сейчас претендует на занятие должности вице-президента США, имеет опыт законотворчества и составления программ развития. Ввиду этого, разве можно согласиться с тем, что в Иране на ключевые должности назначаются люди, не имеющие аналогичного опыта, но намеревающиеся составлять законы для целой страны?
Урок третий: расходы на предвыборную кампанию
На днях новостное агентство Reuters опубликовало краткие сведение о счетах и источниках финансирования расходов кандидатов в президенты США, вплоть до июля нынешнего года, причем цифры даются со ссылкой на Федеральную избирательную комиссию США.
Подобная прозрачность позволяет заключить, кто поддерживает конкретных кандидатов и оплачивает их расходы. Например, один чернокожий игрок перевел Обаме миллион долларов. Можно также узнать, кого поддерживают богатые биржевики, владельцы казино или еврейские поселенцы.
Однако в Иране парламент восьмого созыва несколько месяцев назад отказался в экстренном порядке рассматривать проект закона об обнародовании предвыборных расходов. Сейчас об этом законопроекте ничего не слышно и о его содержании и дальнейшей судьбе ничего не известно. Аналогичный закон хотят принять даже афганцы. Не стоит удивляться, если они это сделают быстрее, чем мы, иранцы.
Урок четвертый: ожидания от победивших на выборах
Социологические опросы показывают, что цены на бензин мало влияют на оценку деятельности Обамы. Американцы не обвиняют своего президента в росте цен на бензин, потому что считают, что от него это не зависит. Другими словами, они не ждут, что победивший кандидат решит проблему с бензином, и вместо этого сосредотачивают свое внимание на его планах по страхованию и трудоустройству.
Как это ни обидно слышать, но иранским политикам следует научиться обещать только то, что они в состоянии выполнить, а народу – ожидать от своих кандидатов то, что возможно осуществить в рамках их полномочий.
В Иране отдельно взятый депутат парламента стремится взять на себя обязанности мэра города или президента, министра или даже верховного главнокомандующего, в то время как следует каждому выполнять свои обязанности.