Главный научный сотрудник Института российской истории РАН Владимир Лавров попросил главу Следственного комитета России Александра Бастрыкина провести экспертизу работ Владимира Ленина на наличие в них экстремизма.
Как пояснил историк в интервью Би-би-си, «нужно дать юридическую, правовую оценку преступлениям против человечности, которые совершил Ленин и которые не имеют срока давности».
Правовая оценка, по мнению Лаврова, необходима для того, чтобы «перестать одной ногой стоять в "светлом" прошлом, а другой в XXI веке».
В своем обращении в СКР историк отмечает, что вождь Октябрьской революции не только публично оправдывал терроризм, но и руководил террористической деятельностью, а также разрабатывал методы партизанской войны.
Для проверки Лавров предложил перечень произведений Ленина, многие из которых не вошли в собрания сочинений вождя. «Их просто боялись публиковать, потому что это самый настоящий государственный терроризм», - отмечает исследователь.
Историк убежден, что цивилизованное развитие России возможно лишь в том случае, если власти окончательно откажутся от коммунистической идеологии и символики.
«Если вы посмотрите на названия наших улиц и городов, то окажется, что у нас до сих пор коммунистическая идеология. Имя Ленина встречается повсюду. Если мы не расстанемся с этим прошлым, то возможен коммунистический рецидив», - говорит Лавров.
Отвлечь внимание
Для коммунистов обращение Лаврова в СКР не стало неожиданностью. Депутат Госдумы от КПРФ Вадим Соловьев полагает, что это связано с нарастающими протестными настроениями в стране и усложняющейся социально-политической обстановкой.
«Мы видим, что власть лихорадочно пытается отвлечь внимание населения от текущих проблем и перевести его на нашу историю, в том числе на захоронение тела Ленина или на проверку его трудов», - подчеркнул Соловьев в беседе с Русской службой Би-би-си.
По словам депутата, марксизм-ленинизм - это «такая же наука, как история, философия и другие гуманитарные науки» и Ленин «ничего не придумывал, а описывал закономерности общественного развития, взаимодействия политических сил в обществе».
Соловьев даже провел параллели со средневековьем, когда власти стремились запретить труды Коперника и Галилея. «Но в наше время такие предложения звучат просто смешно, особенно от людей, называющих себя учеными», - заявил он.
РПЦ одобряет
Предложение Лаврова сразу же было поддержано руководством Русской православной церкви.
По мнению главы синодального Отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерея Димитрия Смирнова, проверка сочинений Ленина на предмет экстремизма могла бы помочь в развенчании положительного образа «вождя».
Смирнов считает, что изымать произведения Ленина из оборота нет смысла, так как их сейчас «конечно, никто не читает». Однако проверку на экстремизм можно воспринимать как «ступень к тому, чтобы наследие Ленина разделило судьбу наследия Гитлера в Германии», сказал священник в интервью Интерфаксу.
Сравнивая двух правителей, Смирнов признался, что для него Ленин – «еще больший злодей, чем Гитлер», так как «Гитлер к своему народу относился гораздо лучше».
При этом Смирнов полагает, что развенчание ленинских идей никак не повлияет на любовь к вождю «известной части людей, питающих к нему и его подельникам религиозные чувства».
Не первая проверка
В России за последние годы не раз проводились проверки известных литературных произведений на экстремизм.
В марте 2010 года знаменитая книга Адольфа Гитлера «Майн кампф» была включена в Федеральный список экстремистских материалов. До этого сочинение нацистского лидера в России не было запрещено, находилось в свободном доступе на некоторых интернет-сайтах и полулегально распространялось продавцами книг.
Параллельно Кировский районный суд Уфы признал экстремистским материалом книгу итальянского фашистского лидера Бенито Муссолини «Доктрина фашизма».
В июне 2011 года в Томской области разгорелся громкий скандал вокруг священного индуистского текста «Бхагавад-гита как она есть». Областная прокуратура по просьбе представителей Томского государственного университета обратилась в суд с требованием признать комментированный русский перевод книги экстремистской литературой.
Дело приняло международный резонанс и даже вызвало волну протестов со стороны индийских политиков и общественных деятелей.
На слушаниях в Общественной палате, посвященных этому вопросу, было решено, что религиозные сочинения не должны становиться предметом рассмотрения судов. В итоге суд в Томске в декабре 2011 года отклонил иск областной прокуратуры.