Когда-то Вячеслав Черновол, проиграв Леониду Кравчуку, два года спустя пришел к нам в редакцию и наговорил статью о том, почему не получится независимой Украины в исполнении перекрашенных коммунистов.
Публикация вызвала звериную ненависть тогдашних вельмож. Всегда толерантный Кравчук брызнул слюной, проходя мимо лидера оппозиции во дворце культуры «Украина»:
- Испортили праздник!
Автор этих строк, который стоял рядом с В.М., хотел записать реплику Черновола, но тут к Кравчуку подбежали нарядные официанты в ярких белоснежных смокингах и перчатках:
- Леонид Макарович, пиво или вино?
Зная Кравчука, как одного из основателей Всеукраинского общества трезвости, был очень удивлен его ответом:
- И то, и другое!
Не могу сказать, что Черновол, который прошел несколько лагерей и голодовок, был так уж равнодушен к выпивке. Но никогда не видел, чтобы он смешивал пиво с вином. Поэтому, наверное, и не стал президентом.
А теперь о Януковиче. Когда-то он бодался с Ющенко, аргументов не хватило, бросил в сердцах: «Думаешь, ты - настоящий патриот Украины? Зря! Это я - патриот. Будучи губернатором Донецкой области, не пустил туда ни одного российского инвестора!».
С приходом к власти донецкая «философия» трансформировалась и приобрела более выразительный оттенок. Одна журналистка мудро назвала ее: «Техас могут грабить только техасцы!».
Если говорить по-простому: «Хрен вам!». Как бы там ни было, но, действительно, начиная с 2010 года, Янукович со товарищи не удовлетворили российского стратегического партнера ни в одном из его притязаний на тот или иной лакомый кусок украинской экономики.
Тогда как аппетиты семьи гаранта и его ближайших партнеров по бизнесу удовлетворяются по первому требованию.
Как результат - масштабы и прибыли известной СКМ, к примеру, растут неправдоподобно высокими темпами. Еще немного, и крах этого монстра будет означать гибель всей экономики Украины. Беда!
В каждой отрасли, на каждой территории нарисовались свои монополисты. Но монополизм, как известно, чреват гниением внутри себя. Это ярко и выпукло видно хотя бы на примере Советского Союза, который на Западе называли колоссом на глиняных ногах.
Монстр, созданный Януковичем, не терпит конкуренции, альтернативных вариантов развития, выбора как такового. Собственно, иначе и быть не может - система выстроена с целью обогащения очень узкого круга лиц, куда входит под номером один гарант и его семья.
По его разумению, эта цель может оправдать любой «идеологический» компромисс или уступку - от харьковских соглашений до «языка». Два пишем - три в уме: «Чтобы было потом чем с Москвой торговаться!»
Кстати, процветание компании Ахметова, когда мы об этом заговорили, может свидетельствовать о чем угодно, только не о том, как поссорились Виктор Федорович с Ринатом Леонидовичем. Ибо их действия на экономическом фронте больше свидетельствует о слаженности тандема, чем о соперничестве.
А слухи о противостоянии по линии Янукович-Ахметов искусно запускает газета Ахметова, которую острые на язык журналисты называют «"Правдой" наизнанку».
Действительно, ничего нового. И в коммунистической «Правде» широко использовался прием, когда подметная статья, написанная в ЦК КПСС – штабе партии – подписывалась псевдонимом, но для всех посвященных было ясно, кто ее настоящий автор.
Авторитарная власть, которую мы наблюдаем с 2010 года, принесла с собой монополию на истину одной партии, политических заключенных, рейдерские захваты, автозаки и маски-шоу, тотальное лицемерие и ложь, невиданный размах коррупции.
Вольно или невольно общество стало жить по лжи, напоминая приговоренного к смерти на краю пропасти: чтобы выжить – все средства хороши.
Появились «надзиратели» по отраслям и областям, откаты, взятки чиновникам стали нормой жизни. Любые ростки гражданского общества, самоуправления, парламентаризма, демократии закатываются в асфальт безжалостным катком тоталитаризма.
Сам парламент превратился в подотдел администрации президента, где штампуются все выгодные для гаранта решения.
Когда в редких случаях вдруг не удается, на арену выбрасывают депутатов-боевиков с зажатыми в руках ножками от стульев.
А еще говорят: Украина – не Россия! Все вышеперечисленное является зеркальным отражением политики Путина.
Потому, перефразируя классика, все демократии не похожи между собой, потому что являются творчеством масс, а творчество по трафарету, шаблону, как известно, не строится.
Зато все тоталитарные и авторитарные режимы похожи друг на друга, потому как замешаны на вертикали власти и стремлении к обогащению определенного класса лиц.
И это то, что мы построили за 21 год независимой и суверенной Украины?
Полуголодный, обнищавший народ, угрожающими темпами вымирающий ... Страна, окруженная как концлагерь колючей проволокой? Автозаки, «марсиане» с дубинками и в масках?
И как талантливой молодежи отсюда не уйти? Был бы жив сейчас Вячеслав Черновол, возможно, и он бы уехал из такой Украины, которую между собой нынешние чиновники издевательски называют, переиначивая, в «УРКАИНУ».
Впрочем, нет, думаю я. Черновол бы не уехал. Бескомпромиссный борец с режимом с самой юности, он еще тогда, в начале 90-х, разглядел за переплетением политики и бизнес-структур контуры украинской олигархии.
Едва ли не первым это определение он выставил на всеобщее обозрение. Это он предупреждал об опасности проникновения в парламент спецслужбистов под личиной депутатов.
Это он, не жалея себя, боролся за каждую копейку бюджетных денег, смело говорил в лицо подонкам, кто такие они есть.
Это он, наконец, собрал и склеил из разрозненных и разбросанных, но ориентированных на сознательную Украину сил, политическую партию демократического направления. За что и поплатился жизнью.
Устранение Черновола стало первым политическим убийством в новейшей истории Украины.
Часто думаю: кто виноват, что мы дошли до края пропасти? Ющенко, которого кто-то объявил мессией, и который потом, оказавшись предателем народных интересов, разве что не под гимн Украины вручил ключи от государства в руки «техасцев»?
А может вовсе и не Ющенко, а мы все вместе, сообща, несем ответственность, потому что позволяем с собой так обращаться?
Это мы готовы за продпаек или триста гривен продать свой голос на выборах?
Это мы каждый день и каждый час, приходя, скажем, в суд, поликлинику или жилконтору, пряча глаза, даем взятки должностному лицу, считая это само собой разумеющимся, общепринятым?
И когда наши дедушки и бабушки, не желая, конечно же, ничего плохого своим внукам, отдают голоса тем, кто ворует миллиарды из казны, но перед выборами повышает им пенсии на сто гривен. Вправе ли мы их осуждать?
Мы, которым все по барабану. Нам Ющенко говорит: держите фигу в кармане, не ходите никуда в день выборов, а если придете, то всех вычеркните, или проголосуйте за меньшее зло, и катись оно все!
Ребята, послушайте, будьте так любезны. Не доживем до меньшего зла. Уже разлито масло, и рубикон перейден.
Будем или мы, или они. Третьего не дано. Иначе – потеряем государство, крах всех надежд, коллапс, долгая ночь, позор поколения. И нашего, и детей наших, и внуков. И не Карфаген покроется руинами, не Межигорье, а Украина в свой 21-й год.