Олигархия и «тандемократия» (тандем Медведев-Путин) приказали долго жить. Пришло время Политбюро 2.0. Об этом говорится в исследовании экспертной группы «Минченко консалтинг». Доклад детально описывает принципы работы властной системы и представляет президента Владимира Путина как арбитра в отношениях лидеров кланов. «Российская власть – это конгломерат кланов и групп, которые конкурируют друг с другом за ресурсы», - утверждается в этом анализе, который был проведен под руководством уважаемого политолога и консультанта Евгения Минченко.
Хотя доклад вряд ли можно считать революционным по теме и выводам, в нем, однако, содержится подробное описание необычных и неизвестных политических схем. Авторы выделяют восемь лидеров кланов. Некоторые из них занимают должности в госструктурах (глава президентской администрации Сергей Иванов, его заместитель Вячеслав Володин и премьер-министр Дмитрий Медведев), другие же являются региональными деятелями (Сергей Собянин), руководителями государственных предприятий (Игорь Сечин из Роснефти и Сергей Чемезов из Ростехнологий) и бизнесменами (Геннадий Тимченко и Юрий Ковальчук), которые поддерживают тесные связи с Владимиром Путиным. Непохожесть этих людей и их биографий свидетельствует о том, насколько реальная власть в России персонифицирована (но при этом - не связана с занимаемой должностью) и обусловлена личностными отношениями.
Так, все восемь лидеров кланов тесно связаны с Владимиром Путиным, причем, некоторые из них знают его уже больше 20-ти лет. На более низком уровне находятся десятки самых разных фигур, которые стремятся к статусу клановых лидеров, например, - патриарх православной церкви.
Понятие «Политбюро 2.0» - это прямая аналогия с руководящим органом Коммунистической партии Советского Союза. Политбюро воплощало в себе настоящую власть, хотя его члены (от 5 до 25 человек) не занимали высоких постов в государственных структурах. Как отмечает Евгений Минченко, новое политбюро отличается от советского тем, что его существование не оформлено официально, и что его члены не собираются на заседания. Тем большее поле для маневра это оставляет верховному арбитру Владимиру Путину.
Воссоздание политбюро произошло после периода резких изменений в системе работы российских властных структур. В 1990-х годах Россия президента Бориса Ельцина (которая была ослаблена экономическим кризисом и подъемом организованной преступности) уступила под натиском горстки миллиардеров, которые обладали огромными состояниями сомнительного происхождения и диктовали власти решения и законы. Приход Владимира Путина к власти в 2000 году изменил расклад. С тех пор у власти появился единый центр с разнообразными кланами и госструктурами.
Правительство так и осталось всего лишь вершиной айсберга исполнительной власти, дымовой завесой, которая скрывает подлинные механизмы принятия решений. По мнению Евгения Минченко, система политбюро сформировалась около 2005 года, после дела Ходорковского (финансировавшего оппозиционные партии нефтяного магната приговорили к 14 годам тюремного заключения). Владимир Путин национализировал большую часть российской нефтяной отрасли и нейтрализовал оппозицию и олигархов, нагнав на них достаточно страха, чтобы те прекратили спонсировать противников власти.
Появление доклада наделало много шума в московской прессе. Известный эксперт Евгений Минченко ставил перед собой именно такую цель: «Мы -консалтинговая компания. На консультации людей, которые принимают решения, приходится значительная часть нашей работы. Для нас политический анализ – это побочный продукт нашей основной деятельности»
Как бы то ни было, приведенные в докладе заключения не вызвали жаркой полемики. Дело в том, что почти все «кремлинологи» говорят о практически идентичной политической модели. «У нас ведутся споры о том, кто лидер, а кто - всего лишь кандидат, но не о самой модели», - объясняет Евгений Минченко. Безнаказанное и публичное разоблачение короля, возможно, говорит об уважении к свободе слова в России? Вовсе нет, утверждает политолог Андрей Пиотнковский: «Римские матроны ходили обнаженными перед рабами, не испытывая ни малейшего стыда. Потому что не считали их за людей. Это - нечто вроде парада победителей».