Как оценить игры вокруг арабского мира, Ирана и Турции игры?
– Как «обычные игры» в системе международных отношений?
– Как серию незаурядных, ничем не ограниченных событий, с помошью которых стремятся принудительно легализовать явления, не имеющие законных оснований?
– Как последствия «участия великих в реализации теории устойчивых преимуществ на практике» - через доминирование на богатых энергоресурсами территориях?
В каждом из данных подходов есть доля правды. Что это означает с точки зрения самих государств?
– С целью «сохранить позиции суперсил» США, Китай и Россия, стремятся доминировать в треугольнике Северная Африка – Персидский залив – Кавказ, в котором сосредоточено порядка 65% мировых запасов газа и нефти, или препятствовать доминированию других.
– Чтобы остаться у власти, антидемократические режимы арабских стран «считают неизбежным не вставать с колен», и для обеспечения этого за счет своих стран (и народов) предоставляют всевозможные компенсации суперсилам.
– Израиль рассматривает ядерную программу Ирана в качестве угрозы собственной жизни и убежден, что в этой связи вынужден играть картами США и Курдистана против Ирана (и арабских государств), что фактически и претворяет в жизнь.
– Иран с целью сохранить исламское государство и продолжить антисионистскую политику «прислонился» к Китаю и России, а в качестве угрозы своей жизни видит США и Израиль.
Есть ли у США исламский козырь?
С целью реализации своей политики на Ближнем Востоке после «холодной войны» США разыгрывают карту «умеренного ислама». Израиль также стал поддерживать эту политику. Очевидно, этому убеждению поддались и крупные государства ЕС.
Насколько эффективной для политики США на Ближнем Востоке может стать миссия, проводимая «Братьями-мусульманами» в арабских странах? Каковы вероятные ожидания от такой политики?
– Умеренный ислам может продвинуться непосредственно в сторону шариатского устройства и превратиться из умеренного в радикальный. А это может подготовить атмосферу для политики, противоположной Западу (США).
– Другая вероятность связана с превращением «умеренного ислама» в более «оседлую» структуру.
– Вместе с тем возможно распространение «негативных последствий, создаваемых различиями между системой ценностей западной демократии и исламскими ценностями».
Пусть и не скоро, но правила западной демократии могут начать действовать. Тогда возрастут противоречия с шариатской философией «Братьев-мусульман». «Модель умеренно-исламской общественной структуры», предложенная (навязанная) США, может потерять свою эффективность.
В Турции все еще живы противоречия такого рода. Как результат отличия западного типа умеренного ислама (и ислама) от демократии – мы регулярно сталкиваемся с дилеммами в нашей правовой, экономической, политической, культурной повседневной жизни.
«Танец США с исламом на Ближнем Востоке» превратится в народное театральное представление? Возможно, мы увидим парижское танго или танго в стиле Ататюрка?