Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Россия в ВТО - с опозданием на 10 лет

© коллаж ИноСМИРоссия и ВТО
Россия и ВТО
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россия официально стала членом Всемирной торговой организации. Еще несколько лет назад присоединение этой страны к ВТО имело бы стратегические последствия как для самой России, так и для всего мира. В нынешней ситуации мало кто вообще заметил произошедшее, а само присоединение кажется чисто техническим решением, которое Кремль воспринял как неизбежное зло.

22 августа Россия официально стала членом Всемирной торговой организации. Еще несколько лет назад присоединение этой страны к ВТО имело бы стратегические последствия как для самой России, так и для всего мира. В нынешней ситуации мало кто вообще заметил произошедшее, а само присоединение кажется чисто техническим решением, которое Кремль воспринял как неизбежное зло.

Декларация о намерениях

Одна из первостепенных задач мирового сообщества – добиться эффективной коммуникации. Значительная часть ситуаций напряженности между государствами вызвана не столько естественным столкновением интересов, сколько трудностью артикулировать собственные намерения и цели ясным для других образом. Особенно важна коммуникация в случае крупных держав, обладающих потенциалом оказывать влияние не только на зону собственных интересов, но и на структуру международного порядка в глобальном и региональном масштабе. С этой точки зрения членство государств в международных организациях имеет огромное значение.

Вступление в ту или иную организацию связано не только с принятием конкретных принципов и правил игры, политических и правовых обязательств, одновременно - это политическое послание - ясное и обращенное к международному сообществу, - которое сигнализирует о намерениях, отношении к существующему мировому укладу, а также характеризует сущность данного действующего лица на международной арене.

Поэтому таким важным событием стало присоединение Китая к ВТО в 2001 году. Это была декларация принятия западных глобальных институтов, западных принципов поведения, которые не ограничиваются экономической сферой. Помимо самого факта вступления,  существенная составляющая политического послания, звучащего в такой момент - это время, в которое происходит вступление в конкретную организацию.

Китай присоединился к ВТО в момент, когда никто не был уверен в его намерениях, а Пекин воспринимался как ревизионистская держава, которая готова бросить вызов Западу. Вступив в ВТО, Китай прямо заявил о своей готовности быть частью существующего мирового уклада, а не переворачивать его с ног на голову.

Как обойти правила?

С такой точки зрения присоединение Москвы к Всемирной торговой организации не представляет собой политического послания - как в смысле стиля, так и времени данного события. Еще в середине прошлого десятилетия будущее России в нынешней международной обстановке оставалось вопросом открытым. Если бы решение о вступлении было принято тогда, это стало бы стратегическим выбором в сфере внешней политики и прямой декларацией готовности принять выработанные Западом правила игры. В 2004 году Москва ратифицировала Киотский протокол, чтобы получить согласие ЕС на членство в ВТО. Однако, начиная с мюнхенского выступления Владимира Путина в феврале 2007 года, Кремль начал транслировать совсем иное послание. Россия не хотела подключаться к мировому порядку и лишь искала способы обойти существующие правила, чтобы занять привилегированную позицию. Отказ от следования Договору об обычных вооруженных силах в Европе, отказ от Договора к Энергетической хартии (он так и не был ратифицирован), война с Грузией, фактический отказ от духа (хотя не буквы) Киотского протокола - эти шаги недвусмысленно показывали, что Россия хочет не столько эволюционного, сколько революционного изменения своего положения в международном сообществе.

В первые годы, пока у России было от чего отказываться, эти действия приносили результат. Однако быстро оказалось, что российские попытки заменить существующие нормы новыми, якобы более справедливыми для Москвы, потерпели фиаско. Ни одно из внесенных Россией «конструктивных» предложений (как Договор о европейской безопасности или новая идея регулирования торговли энергоресурсами) не встретила положительной реакции, если не считать «процесса», представляющего собой суть любой бюрократии. Даже успехи на постсоветском пространстве в результате грузинской войны оказались кратковременными. Демонстрация российского военного потенциала и бессилия западных государств не удержали Туркменистан, Казахстан или Азербайджан от заключения очередных газовых контрактов и строительства идущих в обход России газопроводов, Узбекистан - от выхода из находящегося под российским контролем военного союза (ОДКБ), а Молдавию - от постепенного сближения с Европейским Союзом.

Улучшение имиджа

Еще несколько лет назад Россия своим присоединением к ВТО могла отправить ясный сигнал о своих намерениях на международной арене. Сейчас это, как подобный сигнал, рассматриваться уже не может. Этот шаг не только опоздал лет на 10, значение его послания снижает факт, что происходит он лишь после возвращения Владимира Путина на пост президента, которое явилось для мира знаком гораздо более сильным и однозначным.

Дополнительную тень бросает на это событие стиль, в котором проходила заключительная фаза переговорного процесса. Кремль воспринимал членство в ВТО как неизбежное зло, выгоду из которого извлекут, в основном, западные партнеры России, за что они должны быть чрезвычайно признательны.  Единственная форма интеграции, приверженность которой демонстрирует Путин, - это преобразованный в Единое экономическое пространство Таможенный союз с Белоруссией и Казахстаном, который должен в перспективе привести к появлению Евразийского союза. Ускоренное создание новых структур, призванных подчинить Москве постсоветское пространство, контрастировало с откладываемым вступлением в ВТО. В результате это вступление можно счесть отчаянной попыткой повысить привлекательность России для заграничных инвесторов, однако оно ни в коей мере не отражает намерений Кремля в отношении его собственных действий во внешней политике.

Марчин Качмарский - эксперт Центра восточных исследований.