Он утверждает, что в его руках находится досье с информацией о коррупции в высших кругах белорусских властей, и Эквадор предоставил ему политическое убежище.
Дело Александра Баранкова, который живет в Эквадоре с момента побега из своей родной страны три года назад, без сомнений, очень напоминает дело Джулиана Ассанжа. Однако, в то время как правительство Эквадора пытается найти способ вызволить основателя Wikileaks из здания своего посольства в Лондоне и доставить его обратно в Южную Америку, судьба г-на Баранкова может сложиться совершенно иначе: его взяли под стражу и заключили в тюрьму города Кито, и в настоящий момент диссидента могут экстрадировать в Белоруссию, где ему грозит смертная казнь.
Несмотря на то, что ранее власти Эквадора предоставили г-ну Баранкову политическое убежище, недавно он был арестован у себя дома в городе Кито незадолго до приезда в страну авторитарного президента Белоруссии Александра Лукашенко, которого однажды назвали «последним диктатором Европы». Г-н Лукашенко, которому запрещено въезжать в страны Евросоюза, активно налаживает отношения с такими настроенными против Запада лидерами других стран, как, например, Уго Чавес. Он недавно посетил Эквадор, чтобы подписать ряд соглашений о сотрудничестве в области торговли и обороны. По мнению г-на Баранкова, Белоруссия пытается оказать давление на власти Эквадора и заставить их отправить его на родину.
КГБ Белоруссии – секретная служба страны до сих пор имеет такое же название, которое она носила во времена Советского Союза – утверждает, что г-н Баранков пользовался своим служебным положением сотрудника таможенной службы для получения взяток от бизнесменов, угрожая им судебным преследованием, если они откажутся сотрудничать с ним. Согласно заявлениям властей Белоруссии, еще один участник преступной группировки г-на Баранкова уже посажен в тюрьму. Г-н Баранков, в свою очередь, все отрицает: он утверждает, что власти преследуют его из-за того, что в его руках находится информация о коррупции, в которой замешаны ближайшие помощники г-на Лукашенко. По его словам, его родителям, которые до сих пор находятся в Минске, неоднократно угрожали, а его самого обвиняют в измене родине, за что в Белоруссии положена смертная казнь. Представители власти утверждают, что они обвиняют его только в мошенничестве и хищениях.
«Усердие, с которым власти занимаются этим делом, предполагает, что ему многое известно,- утверждает Алена Красовская-Касперович, заместитель директора «Платформы» - общественной организации в Минске, которая поддерживает связь с г-ном Баранковым.- Несомненно, возвращение на родину будет для него крайне опасным».
На прошлой неделе в ходе короткого телефонного разговора с г-ном Баранковым из его тюремной камеры в Эквадоре он отказался сообщить, какой именно информацией он располагает. «Пока еще рано об этом говорить. Мне нужно дождаться решения суда, - сказал он.- Мне известно, что об этом деле ходит множество слухов, но пока вам придется подождать». По его словам, ему ничего неизвестно о том, каким может быть решение суда. «Прошло уже три недели с того момента, как завершились слушания по делу о моей экстрадиции. А ведь решение должно было быть вынесено в течение трех дней»,- добавил он.
По словам г-на Баранкова, за время его пребывания в Эквадоре на его жизнь несколько раз покушались, однако его отказ обнародовать информацию, за которую его, по его утверждению, преследуют, означает, что проверить, действительно ли он подвергается преследованию по политическим мотивам, невозможно. «Разумеется, пока мы не увидим документы и информацию, за которые, по его словам, его преследуют, у нас будут оставаться определенные сомнения, но зная наше государство, его версия звучит убедительно»,- отметила г-жа Красовская-Касперович.
Учитывая развитие событий вокруг дела г-на Ассанжа, г-н Баранков надеется, что президент Эквадора Рафаэль Корреа вмешается и воспрепятствует его экстрадиции, даже в случае если суд постановит отправить его на родину. «Эквадор сделает все возможное, чтобы не высылать на родину гражданина, чья жизнь находится в опасности из-за угрозы пожизненного тюремного срока или смертной казни»,- заявил на прошлой неделе заместитель министра иностранных дел Марко Альбуха (Marco Albuja), несмотря на то, что окончательное решение в этом деле до сих пор не принято.