На сайтах белорусских правозащитников фигурирует список из 14 фамилий. Для значительной части белорусского общества и зарубежья эти люди - политические заключенные. Именно эти 14 человек, а вернее, их нахождение в местах лишения и ограничения свободы, являются ключевым препятствием на пути возобновления диалога между Минском и Брюсселем.
Как следствие, именно они и представляют собой единственный весомый геополитический козырь в руках белорусской власти в ее игре с Европой. Поэтому особенно важно хотя бы попробовать предсказать развитие ситуации в этом вопросе.
Политический инструмент, а не реальные преступники
История современной Беларуси говорит о том, что власти предпочитают пользоваться возможностью снять сливки с такого важного рычага воздействия на Европу, как политзаключенные. В подавляющем большинстве случаев они все же выходили на свободу раньше срока, отведенного судом.
Необходимо отдать должное прагматизму белорусских властей. Подобные акты «милосердия» всегда предпринимались в нужное время и почти всегда достигали своих целей. Накал отношений с Европой снижался, заставляя ее прикрыть глаза на другие грехи режима. В 2008 году после освобождения Александра Козулина началась двухлетняя разрядка.
Но в этот раз ситуация сложнее. В тюрьмах за несколько лет громких посадок с политической подоплекой набралось немало людей, «закрытых» под разным соусом. Некоторые попали в тюрьму до президентских выборов 2010 года, иные - по делу о «массовых беспорядках» на Площади, шестеро - по «делам анархистов», Алесь Беляцкий и Сергей Коваленко - через довольно долгое время после событий 2010 года по обвинениям абсолютно другого рода. Выпускать их всех (вместе или порознь) - значит признать то, что и так все понимают: эти люди - политический инструмент, а не реальные преступники.
С другой стороны, Европа, уже наступавшая на грабли, не разгонится идти на новый раунд диалога с Александром Лукашенко, не имея никаких гарантий дальнейшего выполнения своих условий.
Выпустят или нет?
Однако белорусские политологи видят и почву для некоторого оптимизма в этом вопросе. Так, например, эксперт аналитического центра «Стратегия» Валерий Карбалевич считает частичное освобождение политзаключенных возможным уже этой осенью. Он связывает это с двумя факторами.
«Во-первых, это растущее напряжение в отношениях с Россией. Второе - это парламентские выборы. Необходимо как-то нейтрализовать негативное восприятие Европой недемократического хода парламентских выборов с помощью освобождения какой-то части политзаключенных», - рассуждает собеседник.
По итогам внеочередного заседания Комитета по политике и безопасности Совета ЕС 10 августа было заявлено о намерении пересмотреть ограничительные меры в отношении Белоруссии (проще говоря, расширить санкции) до 31 октября. Если и выпускать кого-то из политзаключенных, то едва ли можно найти лучший момент, чем перед обсуждением в Брюсселе очередного пакета санкций.
По мнению политолога Юрия Чаусова, власти серьезно восприняли угрозу Евросоюза. Аналитик считает, что «в промежутке между парламентскими выборами и принятием решений Евросоюза для режима остается люфт, период для возобновления процесса освобождения политзаключенных. Это будет рассмотрено позитивно, и Евросоюз может воздержаться от принятия новых санкций даже несмотря на жесткий дипломатический конфликт».
В комментарии эксперт предложил свой прогноз развития событий на осень: «Парламентские выборы пройдут в контролируемом режиме и будут критично восприняты на Западе. Но, с другой стороны, появления новых политзаключенных в ходе этих парламентских выборов не произойдет, что для Евросоюза будет означать по крайней мере неухудшение ситуации».
Затем, прогнозирует собеседник, в конце сентября - начале октября Минск либо возобновит процесс освобождения политзаключенных, либо сделает какие-то иные знаки, обозначающие возможность изменения ситуации. «Например, - предполагает Чаусов, - это может быть рассмотрение вопроса об условно-досрочном освобождении некоторых политзаключенных».
Собеседник также напомнил, что у властей есть подобный опыт: экс-министр Михаил Маринич был выпущен из тюрьмы сразу после президентских выборов 2006 года.
Все упирается в отношения с Россией
Наивно было бы полагать, что до серьезного кризиса в отношениях с Россией Лукашенко пойдет на освобождение всех «политических». Белорусский президент - опытный игрок, который бережет свои сильные карты столько, сколько позволяют обстоятельства. «В нынешней ситуации и Евросоюз вряд ли всерьез рассчитывает на освобождение всех политзаключенных», - полагает Юрий Чаусов.
Что же будет с остальными политзаключенными, теми, кого не затронет возможная осенняя волна «либерализации по-белорусски»? Валерий Карбалевич полагает, что «все зависит от политической конъюнктуры. Скорее всего, что сам президент не знает, какой будет их судьба, когда он собирается их отпускать. Но не думаю, что они досидят свои сроки».
Политолог также прогнозирует сдержанную реакцию Евросоюза на частичное освобождение политических узников, а именно - отказ от нового расширения санкций.
Вместе с тем, реакция Евросоюза играет в этом вопросе определяющую роль. Многократно объявив о своей принципиальной позиции - «никакого диалога до полной реабилитации политзаключенных», - европейские чиновники поставили и себя, и белорусский режим в достаточно сложную ситуацию. С одной стороны, в Брюсселе рискуют потерять лицо, смирившись с неполнотой уступок Минска. С другой стороны, белорусский официальный лидер едва ли просто так сделает все то, на чем настаивает ЕС.
Вот и получается, что для освобождения всех политзаключенных нужно ждать нового кризиса в отношениях с другим, причем гипертрофированным полушарием белорусской внешней политики - Россией.