Москва – После того, как в минувшие выходные вандалы в двух различных регионах страны спилили четыре деревянных поклонных креста, представители Русской православной церкви предупредили население о том, что в России ведется организованная антирелигиозная кампания против христиан.
По предположениям представителей церкви, этот акт осквернения могли совершить люди, которые либо симпатизируют, либо находятся в сговоре с группой Pussy Riot. Ранее в этом месяце трех участниц этой группы приговорили к двум годам исправительной колонии за осквернение православного алтаря непристойной «панковской молитвой», в которой они просили Богородицу освободить Россию от Путина.
В минувшие выходные неизвестные срубили четыре креста, не оставив полиции никаких зацепок относительно своих мотивов или собственных личностей. Одним из этих крестов было большое деревянное распятие, установленное в память политическим заключенным советской эпохи на севере страны, в городе Архангельске. По сообщениям российской прессы, в те же выходные дни еще три креста были уничтожены в Челябинской области, которая находится в Западной Сибири, на расстоянии тысяч миль от Архангельска.
Священник местной церкви в Архангельске игумен Феодосий рассказал репортерам государственного канала Russia Today, что уничтожение креста, стоявшего через улицу от его церкви, стало очередным актом в серии поджогов и нападений вандалов на символы христианской веры в его районе и по всей России.
«Это - в одной цепи всех происшествий в последние месяцы по всей стране, этой антицерковной истерии, разворачиваемой и против нашей епархии, против всего святого»,- сказал он в беседе с репортерами RT.
Однако Петр Верзилов, активист в защиту группы Pussy Riot и муж одной из ее участниц, Надежды Толоконниковой, сообщил журналистам, что группа не имеет никакого отношения к этим эпизодам вандализма и осуждает их. Две участницы этой радикальной феминистской группы, по некоторым сообщениям, на прошлой неделе покинули Россию, чтобы избежать ареста в связи с исполнением «панк-молебна» в московском Храме Христа Спасителя 21 февраля.
Две недели назад в Киеве участницы украинского феминистского коллектива Femen, выступающего в стиле перфоманс, спилили деревянный православный поклонный крест, чтобы открыто выразить свой протест против вердикта Pussy Riot. По словам участниц группы Femen, они уничтожили символ «коррумпированной церкви», которая своими действиями поддерживает «диктатуру» г-на Путина.
«В данном случае мы имеем дело с подражанием: люди приняли сигнал, посланный Pussy Riot, и это может оказаться крайне опасным»,- считает Алексей Мухин, директор независимого Центра политической информации в Москве.
«Однако, стоит отметить, что лидеры церкви в данном случае тоже не слишком настроены на сотрудничество. Им очень выгодно изображать себя жертвами, особенно учитывая то, что они потерпели сокрушительное поражение в борьбе с Pussy Riot»,- добавляет он.
Деятели церкви начали всерьез жаловаться на волну кощунственных нападок еще в начале этого года, указывая на случай Pussy Riot и другие акты вандализма и говоря о существовании масштабного заговора, созданного с целью подорвать престиж церкви и ее влияние в российском обществе.
Выступающие в защиту церкви комментаторы незамедлительно высказались о том, что уничтожение крестов, являющихся символами христианства, выглядит как откровенная атака против верующих, и что ее невозможно спутать с «политическим протестом», которым, по собственным утверждениям участниц Pussy Riot, являлись их выступления.
«Произошедшее однозначно говорит о нравственном облике тех, кто сегодня посягает на Церковь, - заявил протоиерей Всеволод Чаплин в беседе с репортерами независимого агентства Интерфакс.- Своими символическими действиями они пытаются утвердить свою власть над большинством народа»,- добавил он.
Во время молебна в защиту православной церкви от ее врагов, который состоялся в Москве, и в котором приняли участие около 50000 человек, Патриарх Кирилл заявил, что отдельные богохульные и кощунственные акты представляют собой угрозу общественному порядку.
«Мы подвергаемся гонениям со стороны наших преследователей, - сказал Кирилл тогда. - Опасность заключается в самом факте богохульства, высмеивание святынь называют законным выражением свободы человека, которую необходимо защищать в современном обществе».
По мнению некоторых критиков, главная проблема заключается не в самих актах вандализма и профанации – какими бы предосудительными они ни были – а в том, что церковь перешла границы светского общества и сейчас стремится вернуть себе традиционную роль идеологического сторожа российского государства.
В последние годы церковь неоднократно подвергалась критике за то, что она поддерживала уголовное преследование художников и директоров художественных галерей, выставлявших предположительно богохульные произведения искусства; за то, что она пыталась диктовать женщинам, как они должны одеваться на публике; а также за ее чрезмерную настойчивость в требовании вернуть исторически церковные земли и артефакты, национализированные и переданные российским государственным музеям в советские времена.
За последние несколько месяцев церковь пережила несколько скандалов, в том числе - разоблачения, касающиеся роскошного образа жизни и состояния Патриарха Кирилла и других представителей высшего духовенства. В августе в российской прессе появилось сообщение о священнике одного из главных московских храмов, который, предположительно, будучи в состоянии алкогольного опьянения за рулем спортивной машины с дипломатическими номерами, врезался в две другие машины, в результате чего пострадали несколько человек.
Во время президентской предвыборной кампании зимой этого года Патриарх Кирилл публично назвал кандидата Путина «чудом Божьим», что многие критики - в том числе участницы группы Pussy Riot – восприняли как нарушение российской - строго светской - конституции и как признак укрепляющейся связи между церковью и государством.
«Все не так просто,- говорит г-н Мухин.- Теперь церковь пытается убедить всех в существовании огромного чудовища, угрожающего церкви и обществу. Да, вандализм – это угроза, однако поведение и публичные действия церкви будоражат общество и являются частью этой проблемы».