Во времена холодной войны Командование воздушно-космической обороны Северной Америки или NORAD готовилось отражать возможный ядерный удар со стороны Советского Союза. Однако времена изменились. Теперь NORAD приглашает российских военных к себе.
На этой неделе группа российских офицеров будет вместе со своими канадскими и американскими коллегами отрабатывать противостояние смоделированному захвату террористами самолета над Полярным кругом. Одна группа, возглавляемая генерал-майором Сергеем Дроновым, находится в штаб-квартире NORAD на авиабазе «Петерсон» в Колорадо. Вторая работает на объединенной базе «Элмендорф-Ричардсон» на Аляске. Кроме того, российские военные действуют с российского Дальнего Востока.
«Этот год делает интересным присутствие на базе ВВС «Петерсон» в Колорадо-Спрингс военнослужащих из Российской Федерации в штаб-квартире NORAD», - заявил Danger Room лейтенант Королевского канадского ВМФ Эл Блондэн (Al Blondin), пресс-секретарь NORAD.
На фоне страхов по поводу новой холодной войны, которая, якобы, может разразиться между США и Россией, примечательно, что иваны теперь тренируются в самом сердце американской оборонной сети. Это партнерство наглядно демонстрирует, что и без того небольшие шансы на вооруженный конфликт между Россией и Западом сейчас становятся еще более отдаленными.
Собственно говоря, подобные учения – не новость. NORAD и Россия проводили учения «Бдительный орел» («Vigilant Eagle») несколько лет подряд, однако они подразумевали попытки реальных пилотов из России и США перехватить «захваченный» авиалайнер, пересекающий воздушную границу над Арктикой. На сей раз речь идет о компьютерной симуляции и, соответственно, в этом году российские офицеры должны проводить больше времени со своими коллегами в штаб-квартире американской противовоздушной обороны.
«В сущности, речь идет о способности лучше сотрудничать с нашими российскими коллегами, - объясняет Блонден. – Если возникнет ситуация, при которой самолет будет захвачен в одном воздушном пространстве, а затем направится в другое, как мы будем справляться с логистическими и протокольными вопросами?»
В учениях этого года, начинающихся сегодня и продолжающихся до среды включительно, не участвует военная техника – они целиком проводятся на компьютерах без участия реальной авиации. По словам Блондена, это частично связано с тем фактом, что моделировать захват на компьютерах - дешевле, чем устраивать настоящие полеты. В конце концов, сейчас период экономии. Заметим, что в учениях прошлого года участвовал самый дорогой истребитель в истории - F-22 Raptor.
NORAD использует на учениях два сценария. Согласно одному из них, захвачен коммерческий авиалайнер, летящий с Аляски в Россию. Согласно второму – авиалайнер из России, направляющийся в американское воздушное пространство. Связь с самолетом отсутствует. Истребители из обеих стран поднимаются в воздух, чтобы его перехватить. Военным предстоит отработать передачу ответственности при пересечении захваченными авиалайнером международных границ.
Главную трудность, по словам Блондена, представляет коммуникация. Эта проблема не нова. Еще после учений 2010 года полковник ВВС Канады Тодд Бейлф (Todd Balfe) писал в The Canadian Air Force Journal, что «коммуникация между бывшими противниками времен холодной войны крайне затруднена». NORAD не сообщило Danger Room, преодолена ли уже эта проблема, однако, по словам Бейлфа, для ее решения использовались переводчики и общение через Skype — не самый безопасный способ, но вполне эффективный. Бейлф также отмечал, что взаимодействие с русскими осложняет их «крайне процессно-ориентированный и иерархический механизм принятия решений».
Учения этого года проходят в период, когда между США и Россией чувствуется напряженность. Москва навлекла на себя огонь критики, отправив в тюрьму панк-группу Pussy Riot. Дипломаты обеих стран обмениваются обвинениями и спорят о том, кто кого вооружает в Сирии. Когда в сентябре начнется новая сессия Конгресса, он может одобрить Закон Магнитского, запрещающий нарушителям прав человека из России въезд в Соединенные Штаты. Владимиру Путину это совсем не нравится — впрочем, Бараку Обаме тоже.
В этом месяце Россия, наконец, присоединилась к Всемирной торговой организации после долгих попыток, которые продолжались 18 лет. США поддерживали усилия России, однако Конгресс пока не сделал последнего шага и не установил с Россией постоянные нормальные торговые отношения. Разумеется, не стоит забывать и о возмущении России планами США создать в Европе «противоракетный щит», а также о ее недовольстве новыми санкциями против Ирана.
Однако следует заметить, что это - только одна сторона дела, и происходящее не означает, что отношения скатились до уровня, на котором сотрудничество просто невозможно. «Я не считаю, что мы вступили в какую-то другую полосу, что Россия стала проводить более жесткий курс по отношению к Америке, как это иногда утверждается в масс-медиа, что приоритеты изменились, что перезагрузка закончилась и ничего не принесла. Это абсолютно неверно», - заявил в прошлом месяце в Лондоне премьер-министр Дмитрий Медведев в своем интервью Times.
Как будто специально для тех, кто опасается морской войны в Арктике, США, Россия и Норвегия в августе провели совместные учения, включавшие в себя, как заявил агентству «РИА Новости» пресс-секретарь российского флота Вадим Серьга, «учебные стрельбы по надводным целям». Учения завершились в выходные. Они предусматривали, в том числе, отработку противостояния пиратству и терроризму.
Однако совместные учения на море или в воздухе – это одно, а тренировка российских офицеров в штаб-квартире NORAD, с учетом его исторической роли системы безопасности на случай катастрофической войны с соперничающей сверхдержавой, - нечто совсем другое. Судя по всему, не стоит излишне опасаться, что нам грозит война с иванами.