Южный Судан - государство, которое 9 июля 2011 года отделилось от Судана и вскоре было признано международным сообществом. Однако проблем у него намного больше, чем у большинства других стран Африки.
В конце XIX века армии Великобритании и Египта оккупировали Судан и разделили его на две части: северную, в которой преобладал арабский язык и ислам, и южную, которой управляли англичане, проповедуя христианство среди множества племен, исповедующих старые религии.
В 1956 году Судан провозгласил независимость и сразу же погрузился в пучину гражданской войны между Севером и Югом. В ней погибло полмиллиона человек, из которых только пятая часть была с оружием в руках. Повстанцы Южного Судана требовали автономии и больших прав в процессе управления страной. Их поддерживали западные государства, а на стороне северян выступал Советский Союз. Только в 1972 году боевые действия были прекращены, и Южный Судан получил определенную автономию.
В 1983 году президент Судана Г.Нимейры ввел закон шариата на всей территории страны. Южный Судан не согласился с таким решением, и началась вторая гражданская война, в которой погибло еще два миллиона человек. Только в 2005 году был подписан мирный договор, основным пунктом которого стало проведение референдума по вопросу независимости Южного Судана. В январе 2011 года 98,83% его жителей высказались за отделение, и 9 июля 2011 года Южный Судан стал независимым государством, которое сразу же столкнулось с огромным количеством проблем.
Прежде всего, новоиспеченной стране нужны деньги. Несмотря на то, что Южный Судан богат нефтью, почти все оборудование для ее добычи и порты для ее экспорта находятся в (северном) Судане, который берет огромную плату за свои транзитные услуги. Поэтому в январе 2012 года южане прекратили поставки нефти через территорию соседей и объявили о том, что вместе с Кенией будут строить отдельный нефтепровод. Доходы от торговли нефтью составляют 98% бюджета страны, и хочется верить, что люди, пережившие две гражданские войны, смогут выдержать еще два года, пока будет строиться запланированный трубопровод.
Вторая проблема Южного Судана - границы. Его жители часто конфликтуют с племенами, живущими на границе Центральноафриканской Республики. Поводами для конфликтов являются вода и территории. Споры возникают и с Кенией из-за «Треугольника Илеми». Но главное - не удается окончательно договориться с Суданом. В Абейском регионе должен был состояться референдум по поводу его присоединения к Северу или Югу. Но он не состоялся, так как стороны не могут договориться о том, кто имеет право голоса. Судан настаивает на том, чтобы смогли проголосовать арабские кочевники, но власти Южного Судана утверждают, что они не являются постоянными жителями региона и поэтому голосовать не могут. Предполагается, что если кочевники не примут участия в референдуме, регион отойдет южанам, и наоборот. Другими спорными территориями являются Южный Кордофан и Голубой Нил. Пока спор не улажен, стороны пытаются доказать свою правоту силой. Особенно агрессивен Судан, но на стороне южан выступает ООН. С другой стороны, за спиной Хартума стоит Россия, которая продает Судану оружие. В свою очередь Б. Обама говорил о том, что Америка могла бы предоставить Южному Судану военную помощь, но пока туда были направлены только пять офицеров для обучения местной армии.
Наконец, проблемами южан являются коррупция, разрыв между богатыми и бедными, а также плохо развитая транспортная и промышленная инфраструктура, недостаток квалифицированной рабочей силы, безграмотность (уровень грамотности - 27%), этническая гетерогенность и так далее.
Таким образом, единственным достижением Южного Судана можно считать обретение независимости, однако наивно ожидать, что его жителям этого будет достаточно. Если в ближайшее время не будут предприняты меры по улучшению внутренней ситуации в стране, могут начаться протесты или даже восстание. При этом свою лепту в дело создания хаоса в Южном Судане способны внести Россия и Китай, который является крупным экономическим (энергетическим) партнером Судана. В этом случае Хартум сможет снова напасть на южан, мотивируя свое решение необходимостью обеспечения безопасности национальных границ, и забрать нефтяные месторождения соседа, большинство которых находятся как раз на границе двух стран.
И все же, если Южному Судану удастся справиться с коррупцией и наладить доходный экспорт нефти, страна способна встать на путь ускоренного развития.