Бессмысленно делать вид, что вас не интересуют те удивительные пути, которые привели на этой неделе тысячи людей со всего мира в лондонский Стратфорд. Или что истории людей, собравшихся вчера вечером на стадионе, не имеют значения. Или что Паралимпийские игры – лишь очередной элитарный спорт и больше ничего.
Основатель Игр доктор Людвиг Гуттман (Ludwig Guttman) так не считал. Мы не относимся так к феноменальным достижениям в обычном спорте и вообще ни к чему в жизни. Мы всегда будем восторгаться теми, кто необычайно тяжело и много трудился, чтобы добиться нужных результатов.
При этом, главное в Паралимпиаде - безусловно, не отвага и не мужество, хотя эти добродетели не могут нас не трогать. И все-таки, самое привлекательное в спорте - это то время (зачастую невероятно краткое) после свистка, звонка или выстрела стартового пистолета, когда все забывается и остается только азарт состязания.
Игры, разумеется, будут нас впечатлять, причем, пока трудно сказать, - как именно, но в то же время нас будет захватывать драматизм соревнования в самом простом смысле.
«Фокусируйтесь не на инвалидности, а на достижениях», - любит говорить одноногий бегун Джером Синглтон (Jerome Singleton). Четыре года назад в Пекине он в финале на 25 метров обогнал великого паралимпийца Оскара Писториуса (Oscar Pistorius) на стометровке. Ему оставалось пробежать меньше 50-ти метров, когда южноамериканец догнал его и обошел в самом конце дорожки. Лицо Синглтона тогда исказилось от муки и напряжения. Он был буквально сражен.
На сей раз им придется соревноваться также с 19-летним британским спринтером Джонни Пикоком (Jonnie Peacock), который стал в этом году сенсацией, пробежав дистанцию меньше чем за 11 секунд и побив мировой рекорд, установленный Писториусом. Когда в следующий четверг выстрелит стартовый пистолет, мы снова увидим те же самые страдания и экстаз. Писториус просто сказал: «Ну, начали». Там, где масай Дэвид Рудиша (David Rudisha) три недели назад обогнал своих соперников и поставил мировой рекорд на дистанции 800 метров, на этих выходных феноменальный британский гонщик на коляске Дэвид Уэйр (David Weir) пронесется, устремив глаза на первый поворот, мимо Олимпийского огня под такой же оглушающий рев трибун.
На его груди вытатуирован японский иероглиф, означающий «побеждать». Если что-то в его теле характеризует его – то именно эта татуировка, а не повреждение спинного мозга, с которым он родился.
На велодроме, помнящем триумф Хоя, Пендлтон, Кенни и Тротт, британские паралимпийцы тоже надеются на победу. Сара Стори (Sarah Storey) завоевала свою первую паралимпийскую медаль 20 лет назад на соревнованиях по плаванию в Барселоне. Ей тогда было 15 лет.
На баскетбольной площадке будут приготовлены сварочные агрегаты, так как игроки в регби на колясках собираются, по словам британца Росса Моррисона (Ross Morrison) «выбивать друг из друга дух».
Британская сборная, занявшая в Пекине и в Афинах четвертые места, отчаянно стремится к победе, но ей – как и всем остальным – для этого придется справиться со звездой этого вида спорта австралийцем Райли Бэттом (Ryley Batt). Пресс-секретарь Международного паралимпийского комитета Крейг Спенс (Craig Spence), хорошо его знает. «Раньше я работал в Супер-лиге регби, - говорит он. – Но я никогда не видел, чтобы кто-нибудь играл так же жестко, как он». Возможно, в данном случае зрители будут замирать от ужаса, а не от восторга.
Наконец, в следующую субботу Оскар Писториус в последний раз за это лето помчится по финишной прямой в финальном забеге на дистанции 400 метров, как он уже неоднократно делал, в частности - в полуфинале Олимпиады и в финале эстафеты 4 x 400 метров, когда он воплотил в жизнь - в присутствии дочери доктора Гуттмана и его потомками - мечту основателя Игр о том, что паралимпиец сможет состязаться с обычными олимпийцами. На этом все и закончится. Олимпийский цирк поедет дальше.