В Латвии готовится еще один референдум, на этот раз о «нулевом варианте» гражданства, и его сценарий сейчас повторяет ход состоявшегося в феврале референдума о языке. Организаторы надеются наварить капитал на процессе, их противники пытаются приостановить процесс, как антиконституционный. Те же самые грабли, те же самые, кто на них наступил, только на этот раз и те, и другие маневрируют вокруг Конституции.
Один из политических оффшоров Кремля в Латвии, ЗАПЧЕЛ Татьяны Жданок, который для сбора подписей выставил вывеску так называемого движения «За равные права», собрал за изменения в Законе о гражданстве 10 000 подписей, которые необходимы для того, чтобы в дальнейшем сбор подписей продолжила Центральная избирательная комиссия. Так же, как и в прошлый раз, собрать за изменения в Конституции подписи десятой части, или более 150 000 избирателей будет возможно только в том случае, если к этому призовет главная контора Кремля в Латвии - «Центр согласия» (ЦС).
Так же, как и первоначально было с языковым референдумом, у ЦС на этом этапе процесса разные мнения, а его лидер Нил Ушаков, подпись которого за второй государственный язык обеспечила организацию референдума, говорит, что референдум не нужен. Но некоторые депутаты фракции ЦС уже подписались. И посол России Александр Вешняков позитивно оценил сбор 10 000 подписей.
Аналогично, как и со вторым государственным языком, политики «Единства» и Национального объединения стараются не допустить народного голосования по гражданству. В январе Конституционный суд отклонил их иск о приостановке языкового референдума, но заключение о порядке народного голосования по изменениям в Конституции предоставит только осенью. Свое заключение готовит также комиссия экспертов по конституционному праву при президенте государства.
Очевидно, ожидается, что эти заключения обоснуют антиконституционность готовящегося референдума, а значит и его запрет. Поскольку в спешке и поверхностно подготовленные Сеймом изменения в законе о народном голосовании, главная цель которых не допустить «антигосударственных» референдумов (это ерунда, что вообще никакие нельзя будет организовать), президент уже дважды возвращал в парламент, и для недопущения референдума о гражданстве они уже не годятся.
Политически процесс повторяет ход предыдущего референдума, только главное отличие в содержании. Готовится референдум по изменениям в законе, а не в Конституции. Требования для этого референдума другие, чем для народного голосования за изменения в Конституции.
Для того чтобы в Конституции определить статус второго государственного языка для русского языка, было необходимо согласие, как минимум, половины всех имеющих право голоса граждан. Это было невозможно. И организаторы референдума на это не надеялись, оправдывая обреченное на провал мероприятие «возвращением достоинства» и другими аргументами. В свою очередь, для изменения Закона о гражданстве необходимо, чтобы в референдуме приняли участие, по меньшей мере, половина пришедших на предыдущие выборы избирателей, и большинство их проголосовало «за». Сборщики подписей подбадривают себя, что для «победы» будет достаточно 230 тысяч голосов «за», и «это вполне реально».
Это реально только в идеально стерильной гипотетической конструкции, которую не осложнит ни политический, ни эмоциональный контекст. 230 тысяч - это примерно половина принявших участие в выборах Сейма 11-го созыва избирателей. Для того чтобы этого хватило для изменений в законе, количество голосов «против» должно быть примерно таким же. Если оно будет меньше, то у референдума не будет кворума. Если больше - то 230 тысяч слишком мало.
На референдуме в феврале за второй государственный язык проголосовало 273 тысячи, или неполных 18% имеющих право голоса избирателей. Но против была 821 тысяча, или 53%. Три четверти голосовавших на референдуме отклонили даже теоретическую возможность того, что русский язык может стать вторым государственным языком. Автоматическое гражданство для всех может быть настолько же неприемлемым для большинства избирателей Латвии, тем более, потому что желаемый для организаторов результат на этот раз не является совершенно невозможным.
К тому же, организаторы референдума не могут играть на безразличии избирателей, как пытались делать в прошлый раз, рассказывая, что они вовсе не за второй государственный язык. Такая тактика означала бы подвергнуть риску кворум. Нужна массированная кампания ЦС и контролируемых Кремлем СМИ, чтобы те же избиратели еще раз проголосовали за желаемый для Москвы результат. После недавнего провала на языковом референдуме мобилизовать их еще раз будет сложнее.
Языковой референдум поставил убедительную точку под дискуссиями о втором государственном языке в Латвии. Народ, как всегда, оказался умнее тех политиков, которые хотели не допустить референдум. Референдум о гражданстве может поставить точку под главной темой противников латвийского государства с момента восстановления независимости. Поэтому, каким бы нелепым ни был проект изменений в законе, запрет референдума стал бы услугой Кремлю.
Однако необходимые для инициирования референдума подписи еще отнюдь не собраны. А это будет проблема для политтехнологов в Москве и в Риге - заставить Ушакова идти на выборы в самоуправления в будущем году с розгой Жданок и других радикалов в руке или все же с бесплатными билетами на трамвай и салютами «на благо всех рижан». Этот выбор в большей мере определит судьбу ЦС и дальнейший расклад промосковских сил в Латвии.
Перевод: Лариса Дереча