Может быть, через несколько лет школьные занятия начнутся перед экранами компьютеров? Сегодня, когда у некоторых возникает беспокойство при виде дистанционного образования, специалист по удаленной работе Касавье де Мазно рассказывает о преимуществах и недостатках электронного обучения.
Электронное обучение (e-learning) - это открытое удаленное образование, учеба в сети с помощью телефонии, чатов и видеосвязи. Относительная новизна такого дистанционного образования привлекает излишнее внимание к самим технологиям. Сейчас много говорят о средствах связи, виртуальных классах, цифровом рабочем пространстве и системах управления учебным процессом. В то же время иногда совершенно упускают из вида, что главное в образовании - это отношения между преподавателем и учеником.
Сегодня преподаватель - это не тот, кто передает имеющиеся у него знания, а тот, кто знает, на какие ресурсы следует направить ученика в определенный момент. В целом, эти отношения остались неизменными со времен Аристотеля и Сократа. Кроме того, все это отнюдь не перечеркивает старые добрые методы, такие как диктовка или заучивание наизусть базовой информации, в отличие от того, что думают некоторые сторонящиеся инноваций учителя.
Киберучитель – это не самоучитель
Подобные отношения учитель-ученик подразумевают, что дистанционное обучение не следует путать с самостоятельной подготовкой, в рамках которой ученик сам разбирается с образовательной программой (пусть даже она прекрасно разработана и составлена) на экране компьютера.
Таким образом, пока эти отношения учитель-ученик сохраняются в силе, средства и способы обучения не так уж важны. Киберучитель сможет следить за работой ученика удаленно с помощью планшета или по Skype в зависимости от необходимости, если это облегчит жизнь обеим сторонам.
Споры вокруг электронного обучения вертятся вокруг нескольких вопросов, которые касаются в первую очередь пользы и качества образования подобного типа для преподавателей и учеников. Лично мне кажется, что электронное обучение позволяет учителям (если мы должным образом позаботимся об их подготовке) выстроить более привлекательные занятия и эффективнее вести работу.
Совместная передача знаний
Тем не менее, самые главные преимущества этого современного подхода кроются в другом месте: применение новых информационных технологий и средств связи в рамках использования Skype и электронного обучения по самой своей природе служат стимулами для реорганизации образования.
Точно так же обстоят дела и на предприятиях, где удаленная работа при помощи новых технологий подталкивает организации к тому, чтобы изменить существующую систему менеджмента, расширив степень доверия и ответственности за достижение поставленных задач.
В образовании (как и в профессиональной подготовке) использование новых технологий может создать прекрасные условия для формирования системы коллективной передачи знаний. Все это позволит приобрести новый вес всем неформальным инструментам приобретения познаний и стимулировать образование с опорой на удаленных учеников.
Из XIX в XXI век
Инструменты – это не проблема, так как обычной группы в Facebook может быть достаточно, что предоставить в распоряжение всех учеников педагогические ресурсы, позволить им общаться друг с другом, создать условия для того, чтобы самые успевающие помогали отстающим и тем самым дополняли традиционную работу учителя. Нечто подобное существовало еще в XIX веке, без современных технологий, в рамках системы взаимного обучения.
Как вы понимаете, Skype – не проблема образования. Если точнее, это символ наших сложностей в развитии методов передачи знаний, в которых гибкость и постоянные изменения к лучшему должны стать общепринятым правилом на благо учеников. Как писал Элвин Тоффлер (Alvin Toffler), «неграмотные в XXI будут не теми, кто не умеет читать и писать, а теми, кто неспособен учиться, разучиваться и переучиваться».
Ксавье де Мазно (Xavier de Mazenod), консультант компании Adverbe, которая работает в сфере дистанционного обучения, редактор платформы elearning-entreprise.com.