Послеобеденный сон – это прекрасно. Более того, недавние исследования подтверждают его благотворное воздействие. Так зачем же отказывать себе в отдыхе?
Сиеста действительно наилучшим образом отражается на умственной деятельности: повышение внимания, улучшение настроения, более крепкий сон ночью, улучшение умственных способностей… Как считают ученые, от 2 до 5 минут сна достаточно, чтобы придать человеку сил, тогда как отдых продолжительностью от 5 до 20 минут благотворно влияет на моторные функции и производительность труда. Кроме того, послеобеденный отдых уменьшает риски психосоциальных расстройств и количество прогулов, а также может служить для предотвращения вызываемых переутомлением и сонливостью несчастных случаев на работе.
Все данные сходятся, так что это утверждение больше не вызывает сомнений: сиеста повышает производительность труда. «Любой специалист по сну вам это подтвердит. Введение системы отдыха на предприятиях приносит пользу со всех точек зрения», – подчеркивает невролог Кристоф Петио (Christophe Petiau) на сайте Le Figaro. Многие страны взяли на вооружение эту информацию и не возражают против сиесты на рабочем месте (или даже поддерживают ее). «В англосаксонских странах и в Африке эта практика получила широчайшее распространение на предприятиях, и сотрудники привыкли к отдыху на рабочем месте», – отмечает этот эксперт.
Франция же держится в стороне от этих веяний. Отношение к сиесте на французских предприятиях до сих пор остается резко отрицательным. Ее считают признаком лени, воспринимают как знак слабости и отказываются от нее по морально-этическим причинам. В коллективном сознании послеобеденный отдых считается чем-то позорным, и если начальник застанет подчиненного «на месте преступления», то его ждет не самый приятный разговор. «Для французов сиеста означает праздность, и избавиться от этого негативного восприятия очень непросто», – полагает Кристоф Петио. В конце концов, Франция и так уже поставила рекорды в производительности труда. И эти прекрасные результаты вовсе не наводят предприятия на мысль пересмотреть свою управленческую практику.
Даже в США, где о пользе сиесты говорят все громче, лишь на 6% предприятий существуют специально оборудованные для отдыха помещения, о чем свидетельствуют результаты опроса сотрудников 600 компаний. Тем не менее, их число постоянно растет: более 5% по сравнению с прошлым годом. Кроме того, из другого опроса следует, что 34% американцев работодатель разрешает отдохнуть прямо в офисе.
Работа в финансовом секторе, вероятно, больше других сопряжена с выбросами адреналина. Журнал Fortune отмечает, что сиеста принесла бы наибольшую пользу в самых стрессовых местах. Частный инвестиционный фонд Kodiak Capital первым решил сделать такой шаг. Эта расположенная на Манхеттене компания решила дать своим сотрудникам возможность отдохнуть. Неподалеку от рабочего пространства трейдеров был установлен удобный диван для перерыва на сон в 15-20 минут.
«Некоторые приходят в офис в 8 часов утра, работают до 17 часов, потом играют в футбол до 20 часов, возвращаются домой и просиживают еще полночи на австралийском рынке перед тем, как лечь спать, - говорит менеджер Райан Ходсон (Ryan Hodson). - Около 2 дня этим людям может понадобиться сон для восстановления сил». Решение принесло свои плоды: менеджер отмечает, что почти треть из 15 его сотрудников регулярно пользуются возможностью отдохнуть.
Некоторые французские предприятия также решили отказаться от утвердившихся стереотипов. Пионером в этой сфере стал Novius: лионское агентство по разработке веб-сайтов первым обустроило у себя в офисе помещение для сиесты. Его генеральный директор Антони Мартен-Блетон (Anthony Martin-Bleton) опирался на свой личный опыт: «Я сам нередко засыпал в рабочее время, и поэтому такая мысль пришла ко мне совершенно естественным образом. Мне кажется, что сиеста – это реальная необходимость для каждого». Тем не менее, некоторые сотрудники Novius не желают приспосабливаться к новой системе. Окончательно на нее перешли лишь 15 из 30 человек.
В Лионе во France Télécom-Orange также обустроили пространство для отдыха. Там находится calm chair – кресло для релаксации с успокаивающим освещением. Его дополняет calm space – микропространство для сиесты, в котором свет и звуковое сопровождение настроены специально для непродолжительного сна. Аудиторская и консалтинговая компания PwC из Нейи-сюр-Сен тоже не осталась в стороне от инноваций. Три года назад ее сотрудники получили помещение для релаксации, которое разделено занавесками на личные пространства с подушками. Кроме того, имеются там и два массажных кресла. А вот и гвоздь программы: два раза в неделю сотрудники могут воспользоваться услугами двух профессиональных массажисток.
Как бы то ни было, сиеста на рабочем месте все еще остается запретной темой. Обустроившие специальное пространство предприятия предпочитают заменять это слово эвфемизмом: «время на восстановление».
Как считает невролог и специалист по сну Ренато Коламарино (Renato Colamarino), послеобеденный отдых особенно важен для некоторых специальностей: «Прежде всего это касается профессий, которые связаны с риском, стрессом и интеллектуальной деятельностью. Одним словом, всех профессий, которые приводят к быстрому утомлению». Таким образом, отдых «примерно на 15 минут» может принести огромную пользу. «Это особенно важно в начале второй половины дня, после обеда, когда внимание может притупиться, – продолжает Ренато Коламарино. – Сиеста – это обычное дело для детей, что особенно заметно в школе, где к послеобеденному отдыху относятся очень серьезно. Однако, к сожалению, эта привычка уходит, когда мы взрослеем…»
Тем не менее, ситуация может измениться, так как во Франции появились предприятия, которые специализируются на отдыхе на рабочем месте. Так, например, Sixta оказывает поддержку решившимся на этот шаг предприятиям и предлагает им информацию и консультации. С помощью своего сайта mode-sieste.com Sixta пытается изменить французский менталитет. Как считают в компании, сиеста – это простая коллективная мера, которая «рентабельна для предприятия», так как сокращает психосоциальные риски и количество прогулов. Чтобы убедить вашего начальника, mode-sieste.com предлагает множество сведений и статистической информации о пользе сиесты. Все это сдабривается юмористическими видеороликами, такими как «провансальская сиеста во враждебной среде»:
Atlantico взял интервью у профессора Университета Париж-Дофин, социолога и бывшего сотрудника France Télécom Норбера Альтера (Norbert Alter).
Atlantico: Внимание, память, сосредоточенность: все научные исследования подтверждают, что сиеста способствует производительности труда. Почему она так полезна?
Норбер Альтер: Давайте разберемся в причинах того, почему мы говорим о сиесте на работе. Обсуждение только самого отдыха - однобокий взгляд на ситуацию.
Людям нужна сиеста, потому что они нуждаются в отдыхе, спокойствии, расслаблении, времени наедине самими собой. Сегодня им приходится работать в чрезвычайно шумных организациях и постоянно иметь дело со сжатыми сроками. У них больше нет времени, чтобы пообщаться друг с другом, задуматься о своей жизни.
Сиеста на рабочем месте отражает стремление получить возможность потратить время на себя. Тем не менее, как мне кажется, речь идет не о чисто физиологической проблеме. Здесь просматривается потребность сломать рабочий ритм, который определяется требованиями срочности. Это вовсе не обязательно означает сон и может быть обычным желанием чуть-чуть полениться.
Если у работника нет такого свободного времени, он допускает много ошибок, не поддерживает отношений с окружающими и, значит, чувствует себя неуверенно, а качество его работы снижается. Таким образом, существует прямая связь между производительностью труда и комфортом на рабочем месте, качеством жизни на работе. Сиеста входит в этот вопрос, но это всего лишь часть проблемы. Комфорт на рабочем месте определяет целая совокупность факторов. Мы не можем продолжать работать в атмосфере беспокойства и незащищенности, с которой сегодня приходится иметь дело большинству людей на работе. Работнику нужно время на то, чтобы побыть с окружающими и поразмышлять над тем, что он делает.
- Если отдых благотворно сказывается на производительности труда, предприятиям и их руководству нужно взять это на вооружение. Так почему же тогда компании не уделяют больше внимания потребностям своих сотрудников в отдыхе?
- Все достаточно просто. Из стандартной управленческой методики следует, что чем больше человек непосредственно работает над выполнением той или иной задачи, тем выше отдача его труда. Однако это не совсем справедливо. На самом деле отдача от труда сотрудника будет выше, если он работает в хороших условиях и понимает смысл того, чем занимается.
У нас слишком часто путают время работы и производительность. Если человек будет больше работать, это не означает, что он повысит производительность. Если мы много работаем вопреки здравому смыслу, это сложно назвать производительным и эффективным трудом. В эргономике проводится четкое разделение между реальной и предписанной работой. Предписанная работа – это официальные часы на рабочем месте. Реальная работа – это то, что работник действительно делает для достижения поставленных задач. Проблема состоит в том, что менеджеры слишком часто продолжают думать, что эффективность труда зависит от предписанной работы, тогда как на самом деле ее определяет реальная работа.
- Опережают ли одни сектора другие в том, что касается внимания к потребности сотрудников в отдыхе?
- В некоторых кругах ощутимо легче принимают то, что сотрудники тратят время на себя. Прежде всего это касается тех областей, где понятие мастерства имеет ключевое значение, где учитывают такие качества, как компетентность, квалификация, независимость, например, среди врачей и журналистов. «Мастерство» – это особый тип знаний, который подразумевает, что работник достаточно независим для того, чтобы самостоятельно организовать свой труд. Речь идет о тех областях, где критерии эффективности определяются мастерством, а не таблицей Excel. В то же время, когда вся деятельность жестко регламентирована, как, например, на заводе, у сотрудников гораздо меньше времени и возможностей для самоорганизации.