Как раз к началу учебного года в США ученые из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе опубликовали на прошлой неделе исследование, демонстрирующее корреляцию между нехваткой сна и плохими учебными показателями. Около 500 старшеклассников вели дневники, отслеживая количество сна, то, насколько хорошо они понимали материал и насколько активно участвовали в работе в классе, а также свои оценки за задания и тесты. Оказалось, что те, кто спал меньше, хуже справлялись с учебой.
В заголовках статей об этом исследовании, - например, на Smithsonian.com, где я о нем впервые прочитал, — обычно утверждается, что ученые доказали вредность ночной зубрежки. Однако зубрежкой все же обычно занимаются по особым случаям, – скажем, ночью перед экзаменом,— а не в повседневном порядке. Между тем исследование посвящено, на самом деле, именно хронической депривации сна – привычкам и моделям поведения, вырабатывающимся за недели и месяцы. В сочетании с результатами нескольких других проводившихся в последние годы исследований оно убедительно доказывает не столько опасность периодической ночной зубрежки, сколько опасность учебной рутины, которая фактически требует от учащихся придерживаться аномального цикла сна.
Например, военное образование, в ходе которого учащиеся подвергаются тяжелой физической и умственной нагрузке, жестко регламентировано и отводит для сна определенное количество часов. В 2008 году исследователи из Академии ВВС и Школы повышения квалификации офицерских кадров ВМС опубликовали результаты исследования, которые показали, что новобранцы, в расписании которых на сон было отведено 6 часов, хуже справлялись с учебой, чем те, кому давали спать по 8 часов. В среднем, новобранцы, спавшие по 8 часов, показывали на экзаменах результаты на 11% выше.
По данным другого исследования, опубликованным в 2011 году, депривация сна и его качество сказывались на учебных показателях, независимо от того, были ли студенты «хорошими» или «плохими», а также независимо от их образа жизни – например, от того, много или мало они участвовали в вечеринках.
Разумеется, это не означает, что вечеринки никак не влияют на учебный процесс. Существуют исследования, установившие корреляцию между употреблением алкоголя и недостатком сна. Однако исследование 2011 года демонстрирует, что нехватка сна может быть проблемой не только для безумных и необузданных пьяниц, и что они – не единственные, у кого из-за нее страдает успеваемость.
В целом имеющиеся у нас сейчас сведения о связи между нехваткой сна и учебными показателями показывают, что эта проблема относится не только к поведению учащихся и что ее невозможно решить, просто читая детям нотации о том, как важно спать не меньше 8 часов. Это также и системная проблема образования в целом. Подумайте, например, о том, во сколько начинаются занятия. Исследования, проведенные в Миннесоте и в других местах, показали, что простой перенос первого урока с 7:20 на 8:30 сказывается не только на посещаемости, но и на том, как учатся школьники, придя в класс.