Вопрос «нужна ли Эстонии русская школа» - слишком объемный и ответить на него с кондачка не возможно.
Поэтому, по методу дихотомии, разделим его на 2 части:
1. что такое «русская школа»
и
2. что такое Эстония.
Если коротко, то «русская школа» - это школа, дающая классическое образование на русском языке и в русских традициях. А Эстония, согласно конституции, является независимой демократической парламентской республикой, в которой высшим носителем власти является народ.
Нуждается ли народ Эстонии в школе, дающей классическое образование на русском языке и в русских традициях? Вопрос уже более конкретный, но ответ требует еще дополнительных уточнений.
Относительно второй части все более-менее ясно, поэтому делим на части первую часть вопроса:
Что такое народ Эстонии?
По официальным данным, на 2012 год народом Эстонии являются:
Эстонцы - 69%
Русские - 25,4 %
Украинцы - 2,0 %
Белорусы - 1,1 %
Кроме вышеперечисленных, есть и другие национальности, численность которых составляет менее 1 %.
Исходя из вышеназванных цифр и логики, можно сделать вывод, что, по меньшей мере, 25,4% нуждается в русской школе. Конечно, эта цифра в идеале. Возможно, если добавить политики, добровольной ассимиляции, то она изменится, но не сильно. Это показала акция по сбору подписей в защиту русских школ - 99.9 процента с готовностью ставили свою подпись. Кроме того, последняя перепись населения показала, что на русском языке говорит 29,6% населения Эстонии.
Соответственно, «русская школа» нужна Эстонии в объеме 25,4%. Это очень легко выражается в деньгах - финансирование русской школы в объеме 25,4% от суммы всего финансирования школ. Кстати, это должно касаться не только школы, но и всех ступеней воспитания и обучения - от детских садов до высших учебных заведений. Может быть, нам уже пора посчитать деньги нашей общей казны?
Рейтинг всех школ 2012 года по госэкзаменам показал, что хорошие школы остались хорошими, а плохие школы остались плохими.
В видео-интервью журналисты обратились к г-ну Авиксоо прокомментировать рейтинг. Относительно русских школ журналистка спросила у министра: «Последние 2 года показывают, что результаты русских школ очень хорошие или что результаты особенно выросли. Это связано с переходом на эстонский язык обучения и показывает, что мы на верном пути?»
Вопрос уже был задан с подвохом, потому что в рейтинге на 11 месте Таллиннская Кесклиннаская русская гимназия - которая не переходила на эстонский язык обучения. А школа, которая одна из первых перешла на эстонский язык обучения, сейчас находится в конце списка. Но г-н Авиксоо подвоха не замечает, потому что, видимо, об этом не в курсе, поэтому он журналистке отвечает: «Я считаю, что это показывает, что он (переход) на верном пути. Сказать, что это благодаря эстонскому языку было бы слишком поверхностно. Это показывает также и то, что переход на эстонский язык не препятствует достижению успеха. Ведь в жизни так бывает: если на пути встречаются сложности, и если ты с ними справляешься, то впоследствии становишься сильнее. Безусловно, что это способствовало подъему русских школ».
Мы благодарны министерству образования такой «заботе» в достижении успеха нашими русскими детьми. Чему бы наши дети без сложностей вообще добились? Наверное, остались бы неучами и неумехами! Единственно, смущает такая сильная забота и доставления сложностей только для русских детей. Неужели г-н министр совсем не заботится об эстонских детишках? Почему им не желает пройти жесткую школу жизни, для того, чтобы вырасти и впоследствии стать сильней? Как говорится, мужчину украшают шрамы, а русского ребенка - обучение на эстонском языке.
Половина выпускников лучших русских гимназий продолжат учебу за границей, и, по словам руководителей школ, уезжают лучшие. Направления разные, кто на запад, кто на восток, причем возвращается в Эстонию лишь четвертая часть уехавших.
Маловероятно, что родители, чьи дети уехали из Эстонии, счастливы от мысли, что расстались со своим ребенком навсегда. Ведь шансы на то, что в будущем эти семьи смогут соединиться - ничтожны.
Хочется узнать, мы должны быть благодарны министру образования и проводимой насильственной реформе? Наши дети пройдут очень жесткую, практически спартанскую школу жизни и расстанутся со своими семьями за наши же деньги, как налогоплательщиков. Мы хотим, чтобы проводимые реформы сделали наших детей самыми выносливыми на свете?
Опасно оставлять нашу страну в руках таких министров.