Попытки соединить идеологические и экономические элементы в рамках идеи «евразийства», которая стала развиваться в начале XX века и дошла до наших дней с частичными изменениями, привели к созданию во главе с Россией Таможенного союза как одной из стратегических концепций в отношении Средней Азии. Первоначально Россия воспринимала процесс создания Таможенного союза как ориентированный на развитие «постсоветской» экономической системы и стремилась на основе союза адаптировать ее к другим странам в регионе. Вместе с тем, позиционирование концепции «евразийство» в противовес европейской концепции и однополярному миропорядку способно придать Таможенному союзу межрегиональный статус.
Читайте также: Стратегия России - прохладная война на евразийской шахматной доске
Бывший мэр Москвы, один из важнейших политических деятелей России, Юрий Лужков в книге «Россия 2050» пишет: «Россия не может себе позволить выбирать такую стратегию, как присоединение к Европе, которая станет препятствием самостоятельной роли России и ослабит способность противостоять внешним угрозам. Показательным примером служит статус «вечного кандидата» Турции. Самой объективной миссией России к 2050 году является интеграция вокруг России постсоветского пространства и мира соотечественников». Президент Казахстана Назарбаев по проекту «Союз среднеазиатских государств» отмечает: «Или, оставшись для мировой экономики вечным поставщиком сырья, ждать, когда придет некое империалистическое государство, или предпринимать действия для создания влиятельного союза в регионе Средней Азии».
Построение Путиным теплых и гармоничных отношений с Ираном должно восприниматься как влиятельное отражение региональной протекции. Путин в значительной степени находится в согласии с Ираном по вопросу сохранения стабильности в Средней Азии и препятствования внешнему вмешательству в регионе. Процесс достижения договоренностей России и Ирана, Путина и Ахмадинеджада по вопросу «совместной экономической деятельности» будет способствовать заинтересованности других стран региона. Совместные действия России и Ирана против происходящей в Сирии гражданской войны и свержения правительства Асада показывают, что Россия длительное время ориентирована на политический процесс, который можно охарактеризовать в форме «я тоже есть» на Ближнем Востоке. В этой связи заявление заместителя премьер-министра Сирии Кадри Джамиля о том, что Сирия в ближайшее время намерена присоединиться к Таможенному союзу, а также выработка согласованного с Россией подхода относительно преодоления введенного против Сирии эмбарго, показывают, что функции Таможенного союза приобретают особое значение в регионе.
Также по теме: СМИ Грузии - Евразийский союз vs привилегий Запада
Хотя есть ряд вопросов о последствиях расширения Таможенного союза в ближайшем будущем, региональными странами он будет использоваться как эффективная альтернатива. В период экономического кризиса он усилит сопротивление региона, упростит движение товаров, капитала и человеческих ресурсов. Уже сейчас наблюдается рост торгового оборота России и Казахстана на 40%. Вместе с тем, ориентация российского руководства на рубль как единую валюту в рамках Таможенного союза и возрастающее волнение в странах-членах – «нас эксплуатируют» – задерживают присоединение новых членов. Все же вероятность присоединения к союзу Украины и Киргизии остается высокой. Не останутся равнодушными к таким событиям Таджикистан и Узбекистан. Таким образом, в пространстве Таможенного союза победит концепция «неоевразийства».