Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
История Франции по версии Национального фронта

От крещения Хлодвига до времен Жанны д‘Арк и сражения при Вальми – о чем говорят нам памятные церемонии партии Ле Пен?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В традиции Национального фронта история с большой буквы «И» является неисчерпаемым источником показательных примеров и наводящих на размышления случаев. Разумеется, НФ - не единственная политическая партия во Франции, которая злоупотребляет историей в собственных целях. Но именно Национальный фронт использует ее и в хвост, и в гриву.

В традиции Национального фронта история с большой буквы «И» является неисчерпаемым источником показательных примеров и наводящих на размышления случаев. Разумеется, НФ - далеко не единственная политическая партия во Франции, которая использует или даже злоупотребляет историей в собственных целях. Но хотя потребительское отношение к истории вовсе не является уделом одного лишь Национального фронта, нельзя не признать, что он использует ее, и в хвост и в гриву.

Жан-Мари Ле Пен (Jean-Marie Le Pen), исторический президент Национального фронта с 1972 по 2011 годы, смог умело изменить риторику партии с опорой на грубую схему истории Франции. По его мнению, современное французское самосознание тесно связано с историей Франции в самом общем смысле этого понятия:
«Самосознание группы уходит корнями в ее историю, о которой нужно напоминать».

Что касается напоминаний об истории, меньшее, что можно сказать, - это то, что НФ умеет резать по живому. Какое-либо историческое событие либо признается полезным и способным послужить опорой для аргументов Национального фронта, либо считается бесполезным и отправляется в «мусорную корзину истории».

Прекрасным примером этой исторической практики может послужить крещение Хлодвига. Как следует из интерпретации Жана-Мари Ле Пена, крещение Хлодвига – основополагающий элемент французской истории.

Это событие, действительно, имеет серьезное символическое значение для нашей истории: о нем рассказывают в начальной школе на протяжение многих поколений, и оно имеет ощутимый вес в глазах многих французов. Тем не менее, знать об историческом событии вовсе не означает понимать его, и именно так риторика НФ извращает символ: с крещением Хлодвига франки обращаются в христианство и становятся французами, зарождается нация.

На самом деле, как пишет Ив Делуа (Yves Déloye), крещение Хлодвига не равнялось крещению Франции, так как евангелизация нашей страны восходит ко II веку. Кроме того, во времена Хлодвига территорию современной Франции населяли разрозненные племена, так что использовать такие понятия как «Франция» и «французы» для описания реальности тех лет вряд ли уместно.

Таким образом, подобное искажение истории с опорой на исторические обобщения является распространенной и любимой практикой Национального фронта.

Ключевые для НФ исторические факты

В своей стратегии переустройства истории Национальный фронт использует лишь избранные исторические символы. Чтобы изучить самые популярные в партии отсылки, Фиамметта Венне (Fiammetta Venner) подсчитала все устроенные партией памятные мероприятия в честь исторических деятелей за период с 1972 по 2006 годы: 

Жанна д’Арк – 36
Хлодвиг – 25
Жан-Пьер Стирбуа – 22
Убитые на Увеа жандармы – 22
Франсуа Дюпра – 10
Людовик XVI – 1
Мария-Антуанетта – 1
Собор Африканской Богоматери – 1

Эта статистика позволяет отметить то, с какой настойчивостью Национальный фронт напоминает об определенных исторических деятелях и событиях, а также намеренно молчит о других.

Как и ожидалось, первое место в списке Национального фронта принадлежит Жанне д’Арк. В прошлом посвященные Орлеанской деве памятные мероприятия на 1 мая были традицией движения «Аксьон франсез».

НФ проявил интерес к Жанне д’Арк только после 1981 года и прихода к власти Франсуа Миттерана: он стремился создать нечто вроде противовеса отмечаемому 1 мая дню труда. Начиная с 1988 года Национальный фронт присваивает себе монопольное право на мероприятия в честь Жанны д’Арк и намеренно смешивает его с днем труда: в итоге у него получается собрание «в память о Жанне д’Арк и братское приветствие всему миру трудящихся».

Здесь нужно отметить, что мероприятия в память об Орлеанской деве не всегда были уделом французских ультраправых. Так, во время изгнания в Великобритании в ходе Второй мировой войны генерал Де Голль использовал образ святой в своих призывах к сопротивлению. Все это лишь подчеркивает цикличность и соперничество в инструментализации истории.

Кроме того, стоит обратить внимание на то, что в памятных мероприятиях Национального фронта предпочтение отдается монархическим и религиозным фигурам, а также - представителям ультраправых сил или даже бывшим членам партии. Такая избирательная память Национального фронта доказывает (для тех, кто еще сомневался) принадлежность партии к определенной традиции ультраправых сил, тогда как изменчивый характер этих мероприятий напоминает нам, что НФ включает в себя различные течения, которые могут находиться в согласии или конфликтовать друг с другом.

Так, в 1996 году во время поездки в Шартр и Реймс аббат де Жорна, который был известен близостью к консервативным католическим кругам и Национальному фронту, заявил в проповеди, что Франция - это «свет, который, благодаря крестовым походам, осветил весь Восток». Как считает аббат, «Франция Вальми», к сожалению, одержала верх над «Францией Хлодвига».

«Франция Вальми» против «Франции Хлодвига»?


Эта проповедь аббата де Жорна иллюстрирует определенную позицию внутри Национального фронта, которую, тем не менее, разделяют не все его представители.

27 ноября 2006 года Жан-Мари Ле Пен произнес в Вальми длинную речь в знак начала своей президентской кампании. Тем самым он попытался обратить тенденцию и использовать в своих целях Вальми и революционное наследие:

«Некоторые скажут мне, что Вальми – всего лишь символ. Этим неверующим я отвечаю, что народам нужны символы, чтобы объединить составляющие их семьи и позволить им вместе существовать на основе общего социального идеала».

Символизм Вальми отнюдь не стал залогом примирения, а, наоборот, посеял раздор в Национальном фронте, так как некоторые поддержали выступление Жана-Мари Ле Пена, а другие не оценили его революционных отсылок.

Как бы то ни было, бретонский оратор не забыл о главном: он включил в свое выступление ключевую для Национального фронта идею о том, что история Франции в первую очередь говорит об исторической преемственности:
«Вальми – последняя победа монархии, первая победа Республики».

Королевская власть, действительно, была упразднена на следующий день после победы в Вальми, 21 сентября 1792 года. Таким образом, история Франции воспринимается как нечто целое - с пренебрежением к ее разнородности и даже двусмысленности использованных отсылок. Жан-Мари Ле Пен так заявил в своей речи:
«От Герговии до Сопротивления, от монархии Капетингов до наполеоновской эпопеи – я принимаю все! Да, все!»

Доказательством тому служит тот факт, что эти повороты истории неизменно приносят выгоду Национальному фронту и Жану-Мари Ле Пену, который в тот момент, видимо, перешел на новое, республиканское кредо, оказавшееся небесполезным для его дочери и преемницы.