После рождения Израиля в 1948 году, когда новой нации нужно было построить страну посреди хаоса войны, ее первые лидеры пытались найти решение для множества деликатных вопросов. Что делать с арабскими беженцами? Как обустроить сотни тысяч иммигрантов? И (что, согласитесь, удивительно) разрешать разведение свиней или нет?
Вопрос о свиноводстве был (и до сих пор остается) предметом споров из-за запрета на ее употребление в пищу по иудейским законам, а так же того факта, что иудейский характер Израиля считался решающим для самосознания нового государства. Все без исключения политики и писатели высказались по этой проблеме. Причем, религиозные аргументы выдвигали не только политики-ортодоксы: символическую значимость запрета свинины на израильской территории отметил также и светский поэт Натан Альтерман. «Если бы еврейская нация согласилась на разведение свиней на своей территории, ее существование оказалось бы под угрозой», - написал он в редакционной статье для газеты партии МАПАЙ.
Многие сионисты-социалисты использовали иудейские традиции как основу для светских законов. К примеру, журналист Мер Баррели признает важность запрета на свинину, однако полагает, что катастрофическая нехватка мяса в те времена могла бы стать серьезной причиной включить ее в свой рацион.
Читайте также: Свинина и наказание за нее
Ограничение производства
История современного свиноводства в Израиле насчитывает 50 лет и ведет отсчет с того момента, когда Кнессет принял закон о запрете на разведение свиней на территории еврейского государства. Этот закон (один из самых противоречивых в истории Израиля) содержал в себе уточнение, которое допускало разведение свиней в преимущественно христианских регионах на севере страны и был своего рода уступкой по отношению к религиозным меньшинствам нового государства Израиль.
Таким образом, города с населением преимущественно из арабских христиан превратились в зоны свиноводства. Хотя ультра-ортодоксальные политики неоднократно пытались запретить любое свиноводство в Израиле, закон лишь ограничивает его распространение и защищает интересы христианских производителей.
Свинина – признак напряженности
Немногим более месяца назад одна из правительственных комиссий неожиданно выступила в пользу внесения поправок в закон и потребовала перенести свиноводство на юг, чтобы «уменьшить плотность разведения свиней» и усилить контроль над фермами.
Также по теме: Чего боится простой израильтянин - войны или роста цен?
Когда вопрос о свинине выходит в Израиле на первое место, это свидетельствует о напряженности на политической арене. Незнакомому с перипетиями израильской политики наблюдателю может показаться, что правительство всего лишь печется о благополучии животных. Тем не менее, перемещение ферм может лишить израильских христиан свиноводства и будет означать начало конца как для израильской свинины, так и арабских христиан.
Свинина как способ унизить
Свинина находится под еще более жестким запретом, чем, например, некошерные креветки и крабы, потому что на протяжение тысячелетий многие народы преследовали евреев, используя это табу, чтобы унизить и наказать их.
Так, греки издевались над евреями и насильно заставляли их есть свинину во время взятия Иерусалима в 167 году до н.э. Испанцы также принуждали евреев есть свинину, чтобы они тем самым доказали приверженность католической церкви во времена инквизиции. Таким образом, свинина в Израиле – это не просто запрещенный продукт, а символ сильнейшего конфликта в израильском обществе, который отражает не только пищевые привычки, но и вопрос равновесия между светскими и религиозными интересами.
Светские и религиозные деятели Израиля уже многие годы ведут бесконечные споры, а напряженность вокруг навязанных обществу религиозных ограничений создает плодотворную почву для политической полемики. С этой точки зрения свинина представляет собой особенно острый вопрос: многие сторонники светского общества открыто употребляют ее в пищу, тогда как не меньшее количество ортодоксов пытаются просто-напросто ее запретить (причем, уже далеко не первое десятилетие), как в прошлом они пытались наложить запрет на движение автобусов по субботам и не пускать на улицы «неподобающе» одетых женщин.
Читайте также: Атака на Иран станет крахом израильской экономики
Санитарно-экологические вопросы
До 1990-х годов свиноводство в Израиле находилось практически в подполье, однако приток эмигрантов из бывшего Советского Союза и появление более прогрессивно настроенного Верховного суда привели к распространению свинины. После прихода к власти правых во главе с Биньямином Нетаньяху у некоторых потребителей появились все причины опасаться, что религиозные члены правительства могут попытаться (как уже многократно пытались в прошлом) ограничить свиноводство в Израиле.
Этим летом, когда я отправился в Тель-Авив, чтобы собрать сведения об этой отрасли, специалист по продовольственным вопросам из «Ха-Арец» Ронит Веред объяснил мне, что министра сельского хозяйства мало волнуют свиньи. Свиноводческие фермы находятся под гораздо менее жестким контролем, чем остальные сферы скотоводства, и вопросы здоровья этих животных практически не поднимаются:
«В отличие от других секторов, в министерстве нет никаких отделов, которые бы непосредственно занимались вопросами свиноводства, или группами лоббирования по этому вопросу».
Таким образом, внимание Министерства сельского хозяйства к свиноводству объясняется в первую очередь плохой экологической обстановкой и гигиеной. Нет сомнений в том, что фермы на севере страны (в Ибилине, Кафр-Ясифе и Назарете) перенаселены и не отличаются особой чистотой. В этом я смог лично убедиться во время поездки в Ибилин четыре года назад. Несмотря на все усилия, мне никак не удавалось избавиться от удушающей навозной вони, которая проникала в машину даже при наглухо закрытых дверях.
Также по теме: В Израиле существуют два государства - для поселенцев и всех остальых
«Фермы в Ибилине построены очень близко друг к другу, – рассказал мне один из основателей «Тив-Таам» (крупнейший производитель и поставщик свинины в Израиле) Цаши Липка. – Если одна свинья заболевает, болезнь перекидывается и на остальных. Тем не менее, Израиль – это открытый рынок, который допускает существование таких ферм».
В недавнем правительственном докладе рекомендуется перенести свинофермы на юг, чтобы у животных было больше места, и принять «директиву Европейского Союза по вопросу прав животных».
Израиль вполне мог бы ввести для существующих свиноферм более жесткие требования, а не переносить 26 хозяйств в другую часть страны, однако в Министерстве сельского хозяйства не пожелали отвечать на мой вопрос.
«Экологическая проблема действительно существует, однако у большинства фермеров-христиан сложилось ощущение, что эту проблему используют для нападок на них как свиноводов, а не для решения конкретных экологических вопросов», – отмечает Веред.
Экономические последствия
Если эта инициатива получит конкретное продолжение на практике, экономические последствия для арабских христиан будут очень тяжелыми, особенно - в регионе, где их количество неуклонно сокращается. Арабские христиане, безусловно, не готовы оставить деревни, в которых они жили на протяжение многих поколений, чтобы переселиться в сухую пустыню. В Египте три года назад произошел скандальный прецедент, когда под предлогом заботы о здоровье населения бывший президент Хосни Мубарак распорядился забить 300 000 свиней во время вспышки свиного гриппа. Египетские копты, главные заводчики свиней в стране, в полной мере ощутили на себе последствия этой меры, которую многие восприняли как скрытые нападки на это уязвимое религиозное меньшинство.
Читайте также: Одна иранская ракета - одна смерть израильтянина
Существует серьезный риск того, что любители свинины в Израиле потеряют от новых мер не меньше, чем египетские христиане. Министерство внутренних дел должно рассмотреть рекомендации комиссии и решить вопрос об их принятии, которое может повлечь за собой реформы израильских законов о свинине. Министр внутренних дел Эли Ишай является председателем ортодоксальной партии ШАС, члены которой неизменно выступают за запрет свинины и критикуют употребляющих ее в пищу израильтян из бывшего СССР. Если закон изменится и разрешение на свиноводство в христианских зонах будет отменено, за ним может последовать и запрет на существование любых свиноферм.
В упомянутом выше докладе Ишая призывают «без колебаний решить этот вопрос, так как свиньи считаются ярчайшим примером некошерного животного». Все это недвусмысленно указывает на религиозный подтекст решения комиссии.
Как бы то ни было, местные свиньи уже не первый раз оказываются в центре внимания. В Библии упоминается, что во время путешествия по этим краям Иисус встретил одержимого демонами человека. Иисус излечил его, заставив злых духов переселиться в стадо свиней, а затем отправив тех на смерть в Галилейское море. С этой точки зрения тот факт, что свиней хотят переселить в южную пустыню, представляется лишь меньшим из зол…