Как это часто бывает в Грузии, и особенно часто - после прихода к власти тандема Михаила Саакашвили и Вано Мерабишвили, нам постоянно сулят золотые горы. Тем не менее, ситуация напоминает классический расклад: авторитарный режим занимается «подготовкой» выборов. Западные партнеры – призывают его покончить со все более явными нарушениями прав человека.
Ничего не делается. Но в одном можно быть уверенным: «Я не собираюсь отдавать им власть после всего того, что сделал для страны!» – говорит сам Саакашвили. Подобное мы уже слышали раньше и под другими небесами! Кроме того, все оппозиционеры – это непременно «агенты Москвы», сторонники восстановления советского строя, одним словом - предатели. Тем не менее, эта ставшая обычным делом одержимость конспирологией (в Грузии неоднократно задерживали шпионов, обвиняли военных в попытке государственного переворота, раскрывали заговоры…) больше не работает.
Страна хочет перемен, верит в новую оппозиционную фигуру, которую, несмотря на кампанию по ее дискредитации, воспринимают не как ставленника Москвы, а истинного филантропа, грузинского Билла Гейтса. Как вы помните, до войны именно он финансировал наиболее заметные инициативы режима Саакашвили (казармы, дороги, медицинская инфраструктура…). В те времена российское происхождение его денег мало кого волновало.
Читайте также: Последний сатрап Грузии
Грузии нужна новая власть. После конфликта Михаил Саакашвили так и не смог восстановить пошатнувшийся имидж, несмотря на шизофреническую пропаганду того, что «мы победили в войне». Страна стремится к этому еще сильнее потому, что президентская партия стоит у руля уже восемь лет, а подавляющее парламентское большинство позволяет ей играть с Конституцией, как ей заблагорассудится, не считаясь с оппозицией, получившей всего несколько мест.
В руках оппозиционных партий нет ни единого муниципалитета или губернаторского кресла, а назначения на посты в госструктурах и полиции находятся под жесточайшим контролем. Эта безраздельная власть привела страну к войне и нищете, расставляя тут и там броские современные здания, наподобие «потемкинских деревень», которые покоряют сердца заглянувших сюда иностранцев.
Грядущие выборы будут иметь ключевое значение. После них будет ясно, станет ли нынешняя власть постоянной, последовав утвердившейся чуть севернее модели Владимира Путина.
Дело в том, что на этот раз объединение всех оппозиционных сил вокруг вызывающего доверие и финансово обеспеченного (пусть даже все его средства в Грузии заморожены) лидера создает условия для демократической смены властей. Растущее число нарушений, а также случаев давления и дискриминации гораздо лучше, чем все не слишком надежные в запуганной стране опросы общественного мнения, демонстрирует, что власть не уверена в победе и готова, как без обиняков заявил Михаил Саакашвили, «использовать любые средства».
Также по теме: Посол Грузии - оккупанты грязными ботинками топчут мою землю
Во время конфликта 2008 года некоторые из нас предупреждали международное сообщество, что воинственная риторика режима, милитаристские лозунги и его стратегия создания напряженности в отношениях с Москвой были настоящим безрассудством со стороны властей, которые пытались укрепить собственную легитимность, мобилизовав страну против внешней угрозы.
На этот раз мы снова видим на телевидении милитаристские клипы и громкие заявления, как, например, то, что сделал Саакашвили 29 августа: «Мы никому не уступим». Кроме того, нельзя не отметить и цепь странных инцидентов: группа вооруженных людей неизвестной национальности преследовала молодых грузин у границы с Дагестаном.
В тот же самый момент теракт в Дагестане по другую сторону границы привел к мобилизации российских войск. Молодых людей отпустили. Грузинские спецподразделения начали операцию, в результате которой были убиты 11 «боевиков» и трое грузинских солдат. Бои продолжаются.
В Москве сдержанно отреагировали на происшествие и ограничились опровержением того, что боевики могли прийти с территории России и Дагестана. Грузинские граждане поднимают эти вопросы в социальных сетях, но получают лишь неубедительные объяснения.
Саломе Зурабишвили, бывший министр иностранных дел Грузии