Одесса - В последние дни русская пресса активно сообщает о совещании руководителей представительств и представителей Россотрудничества (Федеральное агентство по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству), в которой впервые принял участие глава российского правительства и на которой абсолютно публично, без завуалированости декларируется необходимость координации усилий на Украине, что, как следует понимать, должно означать углубление российского влияния. Хотя и без «углубления» влияния весьма ощутимы.
К тому же, для такого дела в самой Украине нет недостатка в добровольцах. Вчера, к примеру, при участии Олеся Бузины, Владимира Корнилова, Александра Чаленко и прочих персонажей из рядов, как сказано в пресс-релизе, «украинской интеллигенции» в Киеве состоялась пресс-конференция по вопросу инициативы возвращения киевским улицам их оригинальных названий. Казалось бы, что в этом плохого? Ведь эта тема для Украины более чем актуальна.
Все становится на свои места, когда выясняется, какие именно улицы предлагают переименовать - Ивана Мазепы и Симона Петлюры. Юг Украины - особенно уязвимое место. Там деструктивные усилия всегда были более ощутимыми. Мы систематически информируем читателей о попытках «возродить имперский дух» на этих просторах. Вот и сейчас в течение лишь последних двух дней в Одессе состоялись два выразительных события: открытие отреставрированной Александровской колонны и «Встречи друзей» бывших советских республик в том же таки советском духе.
Может ли этому противостоять украинское государство?
Именно поэтому дело обороны своего остается делом личности и с уровня государства опускается до уровня малых дел. На этом фоне один-единственный случай (между прочим, на том же Юге) сознательного изменения фамилии с навязанного дедушке в прошлом веке «Романов» на утраченное родовое «Романив» - может быть немалым поводом для оптимизма (история Романа Романива). Это те единичные сигналы, которые свидетельствуют: «живая» часть страны самообороняется.
В Одессе в Парке отдыха и культуры имени Тараса Шевченко в День рождения города торжественно открыли отреставрированную колонну, установленную в 1891 году в честь Александра ІІ. Реставрируют ли только колонну?
Почти каждый день в современной Украине порождает у всех сознательных людей простой вопрос: а об Украине ли уже идет речь, или стоит вспоминать ее российско-имперские административно-топографические определения? Весь характер очередного празднования Дня рождения города Одессы 2 сентября 2012 года должен был дать четкий ответ: Юг Украины оккупирован иностранным государством, которое базируется на идеологии возрождения русско-имперской Новороссии в частности и худших традиций Российской империи в целом.
Лишнее доказательство тому - помпезное открытие отреставрированной Александровской колонны главами города, представителями филиала русской церкви в Украине, пророссийских организаций и русского консула. Сюрреалистичности, если не сказать жестче, этому действу придавало то, что открытие колонны в честь императора Александра ІІ, подписанта печальноизвестных для всех украинцев Валуевского циркуляра и Эмского указа, автора чрезвычайно противоречивой крестьянской реформы и образовательной контрреформы, которые фактически подготовили почву для революционного хаоса 1905 и 1917 гг., состоялись в центре парка культуры и отдыха имени Тараса Шевченко и неподалеку от памятника Кобзарю, к тому же, выполненного в традиционном стиле соцреализма.
Еще более странным выглядело использование во время церемонии современного гимна Украины и флагов. Правда, гимн исполнили, будто стесняясь и наскоро, под возгласы толпы «Слава Руси!» и т. п., а несколько украинских стягов прямо таки потерялись в море одесских городских флагов с императорской короной и красной звездой, флагов Российской империи современной Российской Федерации и СССР. Участники акции, курсанты военного заведения с украинской символикой на форме, в данном контексте выглядели как «патешные» войска «царя-батюшки» или «царицы-матушки». Вот только в языковом плане инициаторы акции оказались как всегда последовательными: памятная табличка около колонны написана на русском и английском языках.
Ни одного слова на украинском, чтобы не обижать память императора. Впрочем, такой «винегрет» сохранится недолго: парк вскоре будет переименован в Олександровский, а украинские флаги окончательно будут вытеснены упомянутыми, как и городские и советские праздники уже уверенно вытеснили общегосударственные и национальные. И все это будет сделано под тихое попискивание раздавленных местных украинцев. Однако кто же им виноват? Большинство из местных украинцев, начиная с 1990-х годов избрали путь марионетки в руках одесской псевдоэлиты.
Очень странным теперь выглядит возглас тех, кто сотрудничал и сотрудничает с прежним городским председателем Одессы Э. Гурвицем (показательно, что на подконтрольных ему сайтах, которые не пренебрегают возможностью покритиковать О. Костусева за все и вся, пророссийские игры с исторической памятью не вызывают больших возражений), ведь именно во времена его председательствования было положено начало имперской реставрации города, правда, с некоторыми незначительными и непоследовательными реверансами в сторону титульной нации.
О. Костусев просто сорвал все маски. Вспомним о помпезных перезахоронениях супругов Воронцовых, реконструкции памятника Екатерине ІІ и многом другом. Эти акции сопровождались аналогичной пророссийской риторикой, и фактически в них принимали участие те же действующие лица. Украинская община ничего не сделала для того, чтобы сформировать абсолютно новые подходы к политической и правовой борьбе за свои права, выдвинуть из своей среды новые и независимые от неукраинских кругов лица, а осталась лишь марионеткой в чужих играх, в частности, с исторической памятью.
Конечно, сама колонна как архитектурный объект не виновата в том, что деятельность по охране достопримечательностей в настоящее время полностью подчинена интересам реставрации Российской империи. Собственно, колонне «не привыкать» быть объектом манипуляций власти. Своим возникновением она обязана желанию прежней городской власти Одессы, как впрочем и в настоящий момент, прогнуться и выслужиться перед центральной властью, доказать свою верноподданность. Памятник был установлен на том же месте, где в 1875 году председатели города были милостиво приняты Александром ІІ в возведенном Царском павильоне.
Итогом встречи было разрешение императора на основание здесь парка своего имени (как здесь не провести аналогию с С. Киваловим, который тоже дал разрешение на сооружение памятника себе любимому на территории Одесской юридической академии). Коммунистическая власть мудро решила не демонтировать колонну, а приспособить ее к своим интересам, заменив всю имперскую атрибутику на собственную.
Тем более что российская имперскость все менее противоречила действиям борцов за создание единого советского народа и всемирную революцию. Более того, в 1930-х годах на холме под колонной из цветов был создан портрет И. Сталина. Думаем, что сегодня эта композиция тоже достаточно адекватно отобразила бы идеологию нынешней власти. В 1954 году колона называлась «Мемориалом в честь воссоединения Украины и России», а около нее даже был установлен бетонный памятник Б. Хмельницкому, вскоре от греха подальше убранный.
В брежневские годы колонну опять «переосмыслили», уже в честь О. Суворова, а фактически вернули ей определенный российско-имперский смысл как символу «освобождения» края от турков (именно так экскурсоводы формулировали и формулируют русский захват юга Украины). Наверное, именно такая манипулятивность достопримечательности не позволила ей приобрести среди одесситов хоть какой-то сакральный статус. Местность поросла кустами, а колонна действительно все больше нуждалась в реставрации. Использовали это место по большей части как общественный туалет (теперь будут использовать остальной запущенный парк).
И вот летом 2011 года городская и областная власть приняли решение осчастливить одесситов. Показательно, что сначала быстро отреставрированную на «общественные и благотворительные взносы» (?) колонну планировали открыть к 200-летию Бородинской битвы или 400-летию воцарения династии Романовых. Добавим, что в руинах лежат сотни нероссийско-имперских достопримечательностей, а украинские беспощадно уничтожаются (как недавно мемориальная доска украинскому художнику М. Божию). Не говорим уже и о разрушенной общей коммунальной инфраструктуре города. Но все это не актуально...
Не будем вдаваться в подробности церемонии открытия. Они ничем не отличались от всех подобных многочисленных пророссийских мероприятий: те же заверения в вечной дружбе (но кого с кем: россиян с россиянами?), общей истории (вот только какой именно?), патриотизме (конечно тоже «общем»).
Правда, была и изюминка: под растроганные взгляды, улыбки и возгласы главный борец с «украинской чумой» депутат горсовета А. Косьмин прочитал поздравительную телеграмму праправнучки императора, которая отметила, что все мы (кто же такие эти «мы», неужели все одесситы или украинцы!?) являемся потомками большой российской истории и культуры, которые и теперь принадлежат к единому цивилизационному пространству (это, к сожалению, все больше становится чистой правдой), и наметила программу празднования юбилеев (читай - последующей русификации исторической памяти «потомков»): Бородино, Дом Романовых и даже 225-летие «великого путешествия императрицы Екатерины Второй в Новороссию и Крым».
Не вызывает сомнения, что это письмо должно было выполнить ту же роль, что выполняет использование прямой речи в руках умелого писателя или драматурга, который вкладывает свои мнения в уста своего героя. Всю парадигму праздника отобразил вот такой комментарий: «Сегодня наш город переживает долгожданное возрождение - возводятся новые памятники и возвращаются старые. Одесса вновь обретает былое величие Южной столицы империи. А коль скоро есть столица, то империя рано или поздно обязательно приложится».
Все это уже не может поразить. Поражает другое. В первых комментариях к событию в социальных сетях рядом с абсолютно аксиоматическими и здоровыми (а иногда и нецензурными) негативными высказываниями, и призывами чествования лиц, в частности, и из неукраинской среды, что демонстрировали толерантное отношение к украинской культуре и государственности (Т. Масарик, Е. Гедройц, В. Жаботинский и др.), попадались и рассуждение на тему: «А что здесь такого?», «Каждый имеет право на чествование того, кого он любит», приводились неуместные, вырванные из контекста, аналогии с Европой и т. п. Кое-кто даже договорился до того, что памятники российско-имперским героям являются прямым следствием отсутствия таковых среди украинцев, пренебрегая многочисленными исследованиями, в частности, и моими, на эту тему. Почему бы таким лицам просто не признать свою культурно-мировоззренческую общность с российскими деятелями?
Все это подтверждает не только нехватку украиноцентричной исторической памяти у населения Украины, но и пагубные последствия псевдо либерально-космополитической, плебейско-постмодерной пропаганды, согласно которой все относительно и неважно, а новая украинская идентичность должна пренебрегать национальными основами и апеллировать лишь к очень абстрактным и не менее универсальным понятиям, преимущественно из желудочно-потребительской плоскости.
Вот только святое место не бывает пустым. Место нашей выжженной такими заявлениями исторической памяти уверенно заступает иная, и далеко не украинско-сориентированная. А вот исторических достопримечательностей жаль. Ну когда же уже они станут просто историческими и эстетическими объектами, а не игрушками в руках негодяев?