Призрак бродит по Европе, призрак идеологической поляризации и отвращения к традиционным политическим партиям. Мы видели его в Греции на примерах партии Syriza и заметного роста популярности неонацистов; во Франции - на примере усиления позиций Мари Ле Пен и объединений более левого толка, чем Социалистическая партия; в Ирландии - на росте влияния Шинн Фейн, а в Венгрии - на укреплении таких политических образований, как Jobbik. И неизвестно, что произойдет, когда в Италии растворится успокоительный бальзам Монти: в свое время традиционные партии уже пали жертвами коррупции и потери интересна граждан, теперь же их наследники - тоже под угрозой исчезновения, и могут оставить после себя гремучую антисистемную и популистскую смесь, которой невозможно управлять.
Что-то очень похожее происходит и в Голландии. Как я уже рассказывал на страницах печатной версии этой газеты («Голландское зеркало», также см. хронику Изабель Феррер), всеобщие выборы в Нидерландах, которые состоятся 12 сентября, ставят многих избирателей перед выбором - либо голосовать за традиционные правоцентристские или левоцентристские партии, либо же покинуть протоптанную дорожку и выбрать более экстремальные варианты: с одной стороны, есть радикальный ксенофоб Вилдерс, который желает покинуть Европейский Союз и вернуться к гульдену, а с другой – такие политики, как радикальные социалисты под предводительством Роймера, которые предлагают отказаться от выполнения программы жесткой экономии, продиктованной Брюсселем, и совершить поворот на 180 градусов по отношению к Европейскому Союзу и его политике.
Читайте также: Почему правым нужно покончить с комплексами насчет либерализма
Роймер и его Социалистическая партия, представляющая левое меньшинство и имеющая в настоящее время только 15 мест в парламенте (из 150), получив 9,9 % в ходе парламентских выборов в июне 2010 года, - поразили всех по результатам более чем десятка опросов, проведенных Ipsos с июня по сегодняшний день, обнаружив необычайную поддержку и удвоив число голосов и мандатов почти что во всех опросах. Вследствие фрагментации партийной системы в Голландии, которая заставляет править в коалиции, получение 17% голосов может помочь партии стать первой политической силой на левом фланге и предоставить ей возможность возглавить коалиционный кабинет министров, состоящий из нескольких партий (необходимо получить 76 мест для того, чтобы сформировать правительство).
Успех (временный) партии Роймера связан с сочетанием хорошо изъясняющего свои позиции лидера и политической программы, которая настолько понятна, насколько критична к политическому курсу нынешнего руководства страны. Логотип этой вдохновленной маоизмом партии, во главе которой стоит вождь без политического опыта и никогда не занимавший никакой выборной должности, не мог оказаться более экстравагантным: помидор со звездой внутри - символ возникновения партии как партии меньшинства, которая организовывала протесты с киданием томатов. Этого у Нидерландов не отнять – даже маоизм тут с цивилизованным и образованным лицом. Кроме того, существует и ясная программа:
Также по теме: Фашисты
- Нынешняя политика жесткой экономии приводит к разрушению государства всеобщего благосостояния. Мы хотим сохранить государство всеобщего благосостояния, особенно в области здравоохранения и образования.
- Вина за кризис лежит на рынках, а не гражданах. Необходимо лучше регулировать власть финансов и ограничить ее чрезмерность. Мы против повышения НДС, потому так сокращается потребление, что означает закрытие предприятий, сворачивание торговли и рост безработицы.
- Мы не будем выполнять требования экономии (дефицит в 3 % в 2013), введенные Брюсселем, и не согласны платить штрафы за ее нарушение. Мы уменьшим объем вклада Нидерландов в европейский бюджет и потребуем изменить роль Европейского центрального банка, чтобы он служит людям, а не рынкам.
- Мы не будем больше финансировать программы экономического спасения, подобные греческой, так как они не принесли никаких результатов, но оборачиваются огромными затратами для таких стран, как Голландия. Мы также не принимаем европейское супергосударство, где решения принимаются за спиной у голландцев.
Читайте также: Нацисты на западе станет меньше
А что насчет Испании? Смогут ли две главные партии справиться с высокой ценой за неумение сделать так, чтобы страна вышла из кризиса и стала главным игроком в Европе? На сегодняшний день, когда они укрылись под защитой избирательной системы, это выглядит очень маловероятным, но региональные выборы, которые состоятся осенью этого года, могут стать первым шагом. Забредет ли призрак фрагментации и поляризации также и в Испанию?
Согласно опросам, Социалистическая партия Нидерландов теряет популярность, а рейтинг лейбористов растет благодаря руководству Дидерика Самсона, который показал твердость характера на протяжении двух раундов теледебатов, прошедших до настоящего времени. Компании, изучающие общественное мнение, выражают удивление по поводу такого успеха Самсона и объясняют это стратегией баланса между поддержкой жесткой экономии вкупе с антикризисными мерами и обещаниями повысить безопасность труда и защитить социальную политику. Самсон привлекает голоса левых вплоть до лево-центристов благодаря своей молодости (41 год) и прошлому активиста Greenpeace. А вот кто страдает, и довольно сильно, так это правоцентристы, которые рискуют остаться с 12 местами; тем самым закрывается путь радикальным правым в лице Вилдерса.