Последнее письмо Муссолини Кларетте Петаччи датировано 18 апреля 1945 года. Остается чуть больше недели до трагического эпилога, когда их трупы будут выставлены на Пьяццале Лорето. Несмотря на критическую ситуацию, когда рушилась Итальянская социальная республика, это письмо было написано только для того, чтобы успокоить ревность любовницы («Я вижу, что ты как всегда прекрасно информирована. Вчера вечером я принял синьорину Пию Пьяции — и, естественно, произошли ужасные вещи. Однако не случилось ровно ничего...»). В письме слышны комедийные интонации, и это во время разворачивавшейся трагедии, которая приобретала зловещую окраску насилия и смерти. Нет ничего эпического в этом письме, никакого «последнего порыва Сало», ничего о намерении последнего отчаянного сопротивлении в Валтеллине. Эта приватная сторона Дуче — один из наиболее ярких аспектов писем Муссолини к Петаччи, написанных между октябрем 1943 года и апрелем 1945 года. Корреспонденция, хранящаяся в Центральном государственном архиве, уже привлекла внимание ученых и стала сюжетом для книги, составленной Луизой Монтевекки, вышедшей в 2011 году. Благодаря Центральному государственному архиву материалы во всей их полноте стали доступны ученым, и вскоре на экраны телевизоров выйдет программа под красноречивым заголовком «Муссолини- живой труп» с подборкой наиболее интересных писем в сопровождении ответов Кларетты, которые читают Микеле Плачидо и Майя Санса.
Письма Муссолини подтверждают многие историографические данные о его роли бессильного лидера (название программы повторяет выражение самого Дуче), неспособного создать эффективные институты, когда немцы полностью осуществляли власть, о крахе Итальянской социальной республики. Более того, решение включить в программу письма Кларетты, позволяет нарисовать ее образ, далекий от стереотипов «любовницы Дуче». В частности письмо от 20 июля 1943 года действительно поражает. Оно сопровождается надписью: «Не уничтожай это письмо, оно принадлежит истории! Это правда обо мне и о тебе». Письмо начинается смиренным вступлением: «Бен, послушай меня... Я бедная простая женщина, я никогда не претендовала на роль, более значительную, чем та, которая отводится женщине-матери-любовнице и сестре... Но затем она сразу переходит к главным вопросам, касающимся выживаемости режима. Мы накануне 25 июля, когда должен был собраться Большой фашистский совет, на котором «монархический заговор с участием маршала Пьетро Бадольо» обретет форму государственного переворота против Муссолини. И Кларетта пишет: «Бен, подумай, хорошенько подумай, прежде чем созывать Большой Совет... Я чувствую, что это будет знаменитым шагом к концу... Вспомни, что все против тебя....Армия готова предать все — масоны работают — министры, которые всем тебе обязаны, продались и преследуют собственные интересы, следуя своим непомерным амбициям... Вот каковы те, кому ты доверяешь. Поверь мне в том, что королевский дом предаст тебя, а предаст тебя он потому, что никогда не простит тебе, что ты более велик, чем они. Ты, сын кузнеца, представитель народа... У них нет никакого чувства благодарности... только интересы и холодное презрение... Ты мне не веришь, когда я говорю, что Бадольо работает против тебя. Ты мне ответил: «Бадольо играет в шары», а я тебе повторяю на это: «Он играет в шары, но твоей головой...!».
Каким образом Кларетта предвидела все то, что Бен, казалось, игнорировал? Она продолжает: «Я чувствую, что действуют враждебные силы, я чувствую, что готовится большой переворот, я чувствую, что Гранди предается англичанам, надеясь заменить тебя — 10 апреля 1945 года «Клара, есть что-то крайне неприятное в твоих письмах, а именно навязчивая идея моей и твоей сексуальной жизни. Кажется, у тебя нет других мыслей в голове, единственная твоя тревога состоит в том, что у меня есть другие женщины. Все это ужасно глупо и оскорбительно. Ты говоришь, что знаешь меня? Когда-то знала. Сегодня — нет. Теперь не те времена, чтобы думать о женщинах, даже о воскресших Венерах...» «Завтрашний день тебя предаст...!!!». Речь идет о таком точном предсказании, что начинаешь думать, что письмо было написано «после» 25 июля, что Кларетта изложила все, «зная» о случившемся потом. Или речь идет о «фальшивке», сознательно осуществленной в тлетворной атмосфере Сало, чтобы продемонстрировать потомкам свою дальновидность, или мы являемся свидетелями замечательной политической трезвостии и способности к оценке и предвидению. Но и в своих последующих письмах Кларетта ведет себя как хорошая советчица для все более одинокого Дуче, которого она поддерживает с абсолютной верой в него и в фашизм.
В действительности, Кларетта не просто влюбленная женщина, которая мучает Дуче своей ревностью; она его помощница, которая ведет себя с ним «на равных», она осуществляет параллельную власть, интригуя шпионов. Она выбирает смерть, чтобы доказать свою верность до конца не только своей любви, но и фашизму.
Муссолини, который был справедливо озабочен своим имиджем, разрушаемым жестокой искренностью этих писем, настойчиво призывал их уничтожить. Однако Кларетта их бережно хранила, чтобы они могли сегодня попасть на глаза беспристрастных ученых. И именно это является ее настоящим и единственным предательством по отношению к Дуче.