«В защиту свободы, независимости и чести! К оружию, единой сплоченной силой мы победим врага! Польша станет для Германии карающим мечом судьбы», - взывала Polska Zbrojna 2 сентября 1939 года. Во всех газетах на первых полосах было размещено обращение президента к народу, завершавшееся словами: «В бой и к окончательной победе!» Было напечатано также оповещение о введении военного положения и сообщение, что верховным главнокомандующим польской армии назначен Эдвард Смиглы-Рыдз (Edward Śmigły-Rydz).
Kurjer Warszawski сообщил, что комиссар правительства по Варшаве выдал распоряжение ввести предварительную цензуру для всей печатной продукции, предназначенной к распространению, а Polska Zbrojna напомнила о требовании сдать огнестрельное и холодное оружие, а также взрывчатые вещества, использовавшиеся в личных целях, в комиссариаты полиции. Произошли изменения в законодательстве: со второго сентября начали работу военно-полевые суды, а Kurjer Poranny 4-го сентября проинформировал об амнистии: «Предаются забвению обычные и экономические правонарушения, налоговые преступления, за которые грозило наказание до трех тысяч злотых штрафа, а также смягчаются наказания для осужденных на сроки до 10 лет лишения свободы».
Читайте также: Как выглядела бы сегодня польско-российская война - три сценария
Приходили первые вести с фронта: «Второго сентября Генеральный штаб главнокомандующего сообщал, что трехкратное наступление на Вестерплатте было отражено». На следующий день рассказывалось об успехах польской противовоздушной артиллерии и танковых войск: «Наши бронетанковые полки сомнут спесь врага. Польские части перешли в наступление в районе Равича и Лешно, наша армия подбила 37 немецких самолетов и уничтожила 100 танков». Четвертого сентября было подсчитано, что собственные потери в авиации составили 11 машин, а у неприятеля - 27. Писалось так же о воздушном поединке над Варшавой, в котором одержал победу подпоручик Ежи Палусиньский (Jerzy Palusiński). Пятого сентября пресса писала: «Наша кавалерия продвигается вглубь Восточной Пруссии, неприятель быстро отступает. К сожалению, в Поморье, мы были вынуждены оставить Быдгощ и Грудзендз».
Большие надежды возлагались на реакцию союзников. «Англия предъявила Германии ультиматум. Франция не оставит союз и хладнокровно и решительно вступит в бой», -уверяли журналисты второго сентября. Когда обе эти страны объявили Германии войну, прессу охватила эйфория. «Масштабная демонстрация в Варшаве в честь союзников. Англия и Франция встали плечом к плечу с нами перед лицом подлого и ничем не спровоцированного нападения на Польшу. Безумствам и авантюрам Гитлера будет положен конец», - писал четвертого сентября Kurjer Warszawski. Спустя два дня Kurjer Poranny сообщал, что обе страны начали нападение на Германию: «Английская авиация бомбардирует немецкие порты. Обстановка в Берлине удручающая: не хватает продуктов питания, происходят столкновения с полицией. Рейх постепенно катится в пропасть». «Немецкая экономика столкнулась с дефицитом: у нее нет сырья, поэтому она не способна вести длительную войну», - вторил Robotnik.
Пресса писала, что Италия и Швейцария сохраняют нейтралитет, арабы в Иерусалиме хотят вступать в ряды английской армии, чтобы сражаться с немецкими варварами, а Египет разорвал дипломатические отношения с Германией.
Также по теме: Польские офицеры в Красной армии
Возмущение СМИ вызвала немецкая торпедная атака на британский пассажирский пароход Athenia, направлявшийся в Канаду. «Из 1400 пассажиров более ста погибли», - сообщала Polska Zbrojna.
Пятого сентября в варшавские госпитали прибыли первые эшелоны с ранеными. «Нужна кровь для польских солдат, обращайтесь в больницу Младенца Иисуса на ул. Линдлея». В столице особый упор делался на противогазовую защиту. Kurjer Warszawski напоминал, что в каждой квартире должна быть, как минимум, одна относительно герметичная комната в качестве убежища для семьи, и учил, как сделать в домашних условиях маску из фланели или марли. Напоминалось о необходимости обезопасить от газов продукты: «Надежную защиту может обеспечить только стекло, жесть и фольга».
Приоритетом было также затемнение. «Окна следует занавешивать при выключенном свете, а не после его включения. Виновным в нарушении режима затемнения грозит арест», - предупреждала Polska Zbrojna. Robotnik призывал пометить детей: «Согласно распоряжению Министерства социального попечения, все дети во избежание их пропажи должны иметь при себе карточку с личными данными». [...]
Пресса постоянно предостерегала о немецких диверсиях. Kurjer Warszawski писал четвертого сентября: «Немцы сбрасывают на Польшу группы парашютистов, чтобы те уничтожали телеграфные линии, взрывали мосты и собирали сведения. Поэтому население должно приложить усилия к выявлению, поимке и передаче диверсантов полиции». Звучали предостережения об отравленных конфетах. «С немецких самолетов сбрасывают конфеты, сигареты, четки и даже изображения святых. Все эти предметы, несомненно, отравлены, не прикасайтесь к ним!» - взывал Robotnik.
Читайте также: Вторая молниеносная война должна была уничтожить Сталина
Четвертого сентября было объявлено, что начало учебного года запланировано на 11 сентября. Свои двери после каникул уже открывали частные школы и курсы, например, Школа изящных искусств Бланки Мерсер объявила запись на курс рисунка, живописи и техники фрески; также начинали работу курсы рациональной косметики. Нормальную работу продолжали и другие специалисты: «Частная лечебница венерических заболеваний, полная конфиденциальность. Акушерка продолжает прием, ул. Хмельна 43. Полностью выведу клопов и других насекомых за три часа».
В разгаре был театральный сезон. В Новом театре давали комедию «Баба диво», в Летнем - «Разбитое сердце или слесарь-призрак», в театре Romа «Трех курсантов». В Малом - легкую комедию «Осторожно, окрашено». Театр Powszechny открыл сезон двумя постановками: «Дамы и гусары», изобилующую солдатским юмором комедию Александра Фредро, а также «Дело Якубовского» - пьесу о трагической судьбе польского рабочего в немецкой эмиграции. Дирекция кинотеатра «Наполеон» запустила информационную службу: «В перерывах между сеансами будут транслироваться текущие новости».
Kurjer Poranny в разделе для женщин разместил первые «военные» советы: «Закрывать окна лучше не одеялами и платками, а черной бумагой, которую можно купить по 40 грошей за метр. Ни один грамм продуктов не должен пропадать, поэтому меню следует составлять таким образом, чтобы включить в него все имеющиеся ингредиенты, лучше всего готовить различные рагу и похлебки».