Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Русский роман или Буржуазия в турецкой литературе

© РИА НовостиКнига Л. Н. Толстого «Война и мир»
Книга Л. Н. Толстого «Война и мир»
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В классических русских романах героями часто выступают представители аристократии. Романы Толстого наполнены сюжетами о семейных династиях, аристократах-офицерах, юных девушках, которые впервые предстают перед светом на великолепных балах. Турецкая литература, столкнувшись с невозможностью описать отсутствующую в стране аристократию и буржуазию, еще на стадии своего зарождения оказалсь в тупике: условий для создания произведений и героев, которые, как русские и французские романы, могли бы потрясти мир, не было.

В классическом русском романе, который можно отнести к важнейшим мировым литературным традициям, героями часто выступают представители аристократии. Романы Льва Толстого - он сам носил графский титул - наполнены сюжетами о представителях семейных династий, аристократах-офицерах, юных девушках, которые впервые предстают перед светским обществом на великолепных балах. Поскольку российская аристократия того времени была увлечена французским, никого не удивляет, то что в романах много длинных диалогов на иностранном языке. Конечно, они непонятны тем, кто не знает французского, но, в сущности, задача этих диалогов состояла в том, чтобы читателями романов были не только простые люди, но и владевшая французским языком аристократия.

В русских романах и повестях отводится место и другим слоям российского общества, двигавшегося в сторону великой революции. Гоголь, Достоевский, Чехов описывают истории мелких чиновников, лукавых торговцев и обычных людей.
 
В романах об аристократии понятие «мужик» используется для украшения.  Однако, начиная с «деревенской» прозы Максима Горького, данное понятие оказывается в самом сердце русской литературы. С этого момента в мире представителей аристократии, восторженных дуэлянтов-офицеров, прежних героев великого русского романа, появляются и бедные деревенские жители.

Поскольку у нас нет аристократии, в турецкой литературе не так часто встречаются герои - потомки династических семей. Наша литература раннего периода, наоборот, была сконцентрирована на жизни людей среднего слоя из Стамбула. Главные герои романа или поступают на службу во дворец, или выходят из рядов борцов за свободу. Эти персонажи со временем начинают меняться, и в нашей литературе набирает силу состоятельный слой, который так же, как и военная аристократия, не имеет отношения к подлинной буржуазии. При этом происхождение этого слоя состоятельных граждан неизвестно, но в дальнейшем они будут считаться своего рода буржуазией.

Большинство авторов романов того периода поистине преклонялись перед героями французской литературы и стремились создавать похожие характеры, однако из-за  отсутствия соответствующих реалий в обществе это выглядело неестественно. Другим значительным препятствием в османском обществе на этом пути литераторов была социальная действительность: кроме печальных стонов мира затворничества мужчин и женщин в селамлыке и гареме в этих романах сложно было услышать какой-то другой звук.

Таким образом, потерявшись в невозможности описать отсутствующую в стране аристократию и буржуазию, наша литература еще на стадии зарождения оказывается в тупике, поскольку не существует условий для возникновения романов и героев, которые, как русские и французские романы, могли бы потрясти мир.

Поэтому, потребуется еще какое-то время подождать, прежде чем наступит период победоносных романов, которые представят крестьянина Анатолии - истинный образ общества.

В этих романах изображается эпический мир, который создают помещики, главы фамильных родов и бедные крестьяне Анатолии. Возможно, именно благодаря этим произведениям интерес к турецкому роману возникает в других странах. Ведь здесь таится истина общества. Выражение «Копни поглубже русского – проявится татарин» можно перефразировать: «Копни поглубже богача-турка – проявится крестьянин». В этом и состоит основное противоречие состоятельных слоев турецкого общества, которые не могут быть буржуазией. Богатый слой не смог избрать другого пути, кроме как разделить и принять концепцию неуклюжей праздности, доминировавшую в массовой культуре. Поскольку состоятельный слой общества не мог найти аристократию, на которую он старался бы быть похожим.