Мотивом проголосовать за изменения в «языковом» законе для регионалов могла быть разве что демонстрация беспомощности оппозиции и способности Януковича быть милостивым к украинцам, если они покорно признают его власть.
На прошлой неделе произошли два события, совпадение во времени которых ярко продемонстрировало цинизм нынешней власти: 30 августа Харьковский облсовет принял решение об обеспечении выполнения на территории региона закона о региональном русском языке и одновременно Владимир Закуренный, и.о. председателя облсовета и руководитель избирательного штаба ПР в Закарпатской области, заявил, что аналогичного решения по венгерскому принять нельзя, поскольку для этого отсутствуют полномочия. После голосования Харьковского облсовета за «язык», его председатель Сергей Чернов отметил, что дополнительных финансовых затрат нововведение не требует , ведь делопроизводство официальных органов в регионе велось на русском и раньше.
Это подтвердило актуальность проблемы, о которой уже писал Тыждэнь: украинский так и не стал полноценным государственным на территории страны и после отстранения от власти нынешнего режима, государственная политика должна заключаться в исправлении указанной антиконституционной ситуации во всех без исключения регионах Украины.
При нынешней власти это невозможно, несмотря на все иллюзии, которые у части граждан должны вызвать широко разрекламированные наработки созданной Януковичем рабочей группы по совершенствованию языкового законодательства под руководством Богатыревой, разделенной на подгруппы под руководством экс-президента Леонида Кравчука и ректора Киевского национального университета имени Шевченко Леонида Губерского. В конце концов, она имела совсем другую задачу - «снятие напряженности в обществе».
29 августа Богатырева и Ко завершили разработку изменений языкового закона Ка-Ка (которые представляют собой фактически новую редакцию закона) и предложила ему даже новое, менее претенциозное, название «О порядке применения языков на Украине». Использование украинского в нем зафиксировано как обязательное в судо-и делопроизводстве, деятельности органов государственной власти, Вооруженных сил, сфере науки и образования, рекламе.
Более того, предлагается обязательное тестирование госслужащих на знание государственного языка, введение обязательного квалификационного экзамена по украинскому языку для чиновников всех уровней. Предлагается 75% квота вещания на украинском от общего суточного эфира, а трансляция программ и фильмов другими языками должна сопровождаться обязательным украинским дублированием или субтитрованием.
Для языков национальных меньшинств в документе не предусматривается получение статуса регионального. Зато члены общины, где распространен тот или иной язык меньшинств, получают право инициировать «меры, направленные на его защиту», при условии, если в ее пределах проживает не менее 30% носителей этого языка. Но для этого они должны пройти достаточно сложную процедуру: обратиться с предложением в местные органы власти, те в свою очередь - в областные и уже последние в Верховную Раду, которая должна принимать соответствующее решение на уровне закона. Но и тогда использование местного языка будет допускаться только совместно с государственным.
Впрочем, все предложения, которые якобы должны гарантировать высокий статус украинского языка, очевидно, реализованы не будут. Член рабочей группы, директор Института украинского языка НАН Украины Павел Грищенко заявил, что «27 сентября все это (изменения в языковой закон - Ред.) будет проголосовано в парламенте. Так публично было сказано президентом».
Однако Янукович, похоже, и не собирался выполнять данное обещание. Власть попытается создать представление будто причины »технические». Кивалов еще 31 августа заявил, что »подобные предложения не имеют шансов на принятие Верховной Радой», а недавно и Богатырева дала «задний ход», признав, что наработанный «продукт ... мы направим в Национальную академию наук ... в Кабинет министров и президенту, где также над этими изменениями в закон будут работать «.
Лидер фракции ПР в парламенте Сергей Ефремов предупредил, что рассмотрения изменений к языковому законопроекту до выборов не будет, а коммунисты заявили, что не будут голосовать за них, поскольку... языковой вопрос раскалывает общество. Однако решение во властном конгломерате принимается в конечном итоге именно Януковичем: если оно было по нынешней редакции закона, то он был проголосован и теми представителями партии власти, которые его не поддерживали.
Поэтому, если в сентябре изменения не будут внесены, то лишь потому, что соответствующее решение Януковича действительности не соответствует.
Его и не могло быть, по крайней мере до выборов, поскольку это нивелировало бы эффект от «дожимания» предыдущего законопроекта.
Мотивом проголосовать за изменения для регионалов могла быть разве демонстрация беспомощности оппозиции и способности Януковича быть милостивым к украинцам, если они покорно признают его власть. Например, на это публично намекала Анна Герман, заявив, что президент подписал закон, потому что русскоязычные поддерживают гаранта больше, чем украиноязычные. Поэтому последние, мол сами виноваты, не на тех ориентируются.
В любом случае пересмотр закона после выборов будет более удобным. Другой вопрос, в чем именно могут заключаться изменения после всех доработок.
Ведь внешнее воздействие на гуманитарную политику нынешней власти остается значительным, подтверждающим пребывание на должности министра образования Дмитрия Табачника, который в последнее время и не скрывает своей роли агента влияния соседнего государства.
Между тем Россия продолжает демонстрировать заинтересованность и ожидания относительно дальнейшего повышения статуса русского языка до того, который у нее был в советское время.
Что логично в контексте общей реставрационной политики на постсоветском пространстве. На днях премьер Дмитрий Медведев вновь призвал активизировать усилия по продвижению интересов и влияния России в мире с использованием русского языка и людей, которые пользуются им в быту.
Мол «недостаточно обеспечивать предложение, нужно способствовать увеличению спроса и занимать более наступательную позицию». Посол РФ на Украине Михаил Зурабов уже заявил, что Россия готова тесно сотрудничать с министерством Табачника и оказать помощь украинским образовательным учреждениям для максимального использования потенциала принятого языкового закона, мол «это не будет пассивная позиция, это будет активная заинтересованная позиция».
Между тем Книжная палата Украины имени Ивана Федорова сообщила, что экспансия российского продукта на Украину и так идет быстрыми темпами, в частности тиражи книг и брошюр на русском с начала 2012 года выросли на 75,8%, на украинском языке - на 28,6%. В результате украиноязычные издания уже составляют лишь 45,9% общего объема тиража, тогда как русскоязычные - 48,3%.
Руководитель представительства Россотрудничества на Украине Константин Воробьев уже очертил поле деятельности на ближайшее время, отметив, что на Украине принято более 80 документов, которые подрывают позиции русского языка. Поэтому, по его словам, Россия хочет существенно увеличить поддержку русского языка на Украине, где «70% населения в быту используют русский».
Приведение оторванных от реальности оценок численности русскоязычных не случайность, ведь эти цифры должны оправдать претензии на политическое доминирование на Украине, которых в Россотрудничестве не скрывают: «Здесь существует основа для применения той «мягкой силы»... организации российских соотечественников», для этого, мол, Всеукраинский координационный совет российских соотечественников, «успешно отстаивает свои права на русский язык», должен пойти дальше и стать влиятельной политической силой в масштабах всей страны.
Нынешний украинский режим неоднократно демонстрировал, что в обмен на решение финансово-экономических вопросов готов идти на широкие уступки в гуманитарных вопросах, даже авансом.
Поэтому нельзя исключать, что при дальнейшем ухудшении финансово-экономической ситуации после выборов языковое законодательство может быть пересмотрено в сторону еще большего расширения прав русского языка. При этом регионалы и сам Янукович разведут руками, указав, что намерение ввести второй государственный - это их предвыборное обязательство, просто раньше у них для этого не было возможностей.
Перевод: Антон Ефремов