Несколько месяцев назад я прочитал статью Анны Немцовой о российском среднем классе, который боится, что работодатели отслеживают использование сотрудниками доступа к интернету. В статье было приведено примерное определение среднего класса:
«Московское агентство занятости HeadHunters... выяснило, что более половины российских работников с зарплатой выше 6600 долларов в месяц (а это - солидный доход среднего класса) боятся, что их работодатели часто читают их электронную почту, чаты в Google, посты в Facebook и личные записи в Твиттере».
Согласно другим цифрами, которые я видел в других западных СМИ, «средним классом» следует считать людей с личным годовым доходом между 20 000 и 30 000 долларов. В своем ответе на статью Немцовой я писал, что зарплата в 6 000 долларов в месяц – это, по российским стандартам, не «солидный доход среднего класса», а исключительно высокий доход. Однако тогда у меня не было надежной информации о диапазоне доходов российского населения, чтобы подтвердить мои слова, и я в основном делал выводы из того факта, что 6000 долларов в месяц - это выше дохода «среднего класса» даже в Америке, которая явно намного богаче России.
Читайте также: Эмиграция бизнесменов из России - мощный удар по ее будущему
Недавно Россстат опубликовал новые данные по бедности и неравенству, и я решил, что имеет смысл посмотреть на них, чтобы понять, какой доход характерен для российского среднего класса. Следующая таблица, которую я перевел из рублей в номинальные доллары, показывает средние доходы всех россиян (то есть, включает пенсионеров, детей и инвалидов) из всех источников (то есть, включает пенсии и пособия) за период с 2008 по 2011 годы:
Одного взгляда на нее достаточно, чтобы понять, что крайняя бедность заметно уменьшилась, в основном благодаря более чем двукратному росту пенсий с 2008 года. Однако давайте присмотримся к таблице получше и попробуем понять, что значит в данном случае «средний». Если мы исключим три нижние группы - 29% населения, которые зарабатывают меньше 315 долларов в месяц, и две верхние - 23% населения, которые зарабатывают более 845 долларов в месяц, останется почти половина россиян - 47,8%, если быть точным. Это и есть настоящий средний класс: заметно выше самых бедных и заметно ниже высококвалифицированных профессионалов, не говоря об олигархах. Эти люди зарабатывают, грубо говоря, от 4000 до 10 000 долларов на человека в год в номинальном выражении.
Как указал мне в «Твиттере» Шон Гиллори (Sean Guillory), сами по себе данные в номинальном выражении трудно интерпретировать. Стоимость жизни в России - заметно ниже, чем на Западе, поэтому при сравнительно низких доходах выживать несколько легче. Правильно пересчитывать все по паритету покупательной способности (ППС) очень сложно, но, если судить по данным МВФ 2011 года, то – считая очень приблизительно – мы должны будем увеличить номинальный размер российских зарплат примерно на 28%, чтобы получить реальную покупательную способность.
Также по теме: Экономика России продолжает расти быстрее, чем в любой из стран ЕС
Таким образом, получается, что обычная российская семья «среднего класса» из двух работающих родителей и ребенка может получать доход от 12 000 до 30 000 долларов (или от 15 600 до 39 000 с учетом разницы покупательной способности). Я согласен, что верхняя часть этого диапазона вполне может относиться к тому, что американцы понимают под «средним классом»: за пределами Москвы тридцать-сорок тысяч долларов могут обеспечить довольно большие возможности. Но не думаю, что меня обвинят в злопыхательстве, если я скажу, что 12 000 долларов в год на троих – это совсем не то, о чем думают на Западе, когда рассуждают о «восходящем среднем классе», который должен бросить вызов господству Путина в политике. 4000 долларов в год, даже если скорректировать эту цифру с учетом стоимости жизни, - это довольно мало. Безусловно, этого недостаточно на новую машину, отдых за рубежом, плоский телевизор, мебель ИКЕА, масштабный ремонт квартиры и все прочее, что обычно ассоциируется с консюмеризмом восходящего среднего класса.
Россия явно становится богаче, и это хорошо. Но она все равно остается очень бедной страной, и значительная часть ее населения переживает материальные лишения, которых в развитых западных странах не было уже пару поколений. Доходы «среднего класса» - то есть средние зарплаты россиян, у которых есть неплохая работа, - по-прежнему выглядят по западным стандартам крайне низкими, и станут сравнимыми еще нескоро.
Читайте также: Что делать с разницей в доходах богатых и бедных?
Если судить по цифрам, если посмотреть, сколько россияне в действительности зарабатывают, окажется, что «восходящий российский средний класс» из западной прессы (то есть - люди со смартфонами, айподами, айпэдами, цифровыми фотоаппаратами и прочими приметами современного консюмеризма), на самом деле, заметно богаче среднего. Это нормально. Нет ничего удивительного в том, что наиболее образованные, эффективные и богатые россияне все сильнее выражают недовольство ненадежными и непредставительными российскими политическими институтами. Собственно говоря, это совершенно естественно. Россияне из высшего класса - столь же «реальные» и настоящие, как их менее зажиточные собратья, и они, разумеется, вправе высказывать свои требования и добиваться, чтобы их услышали.
Однако у «среднего класса» нет какого-то универсального или абстрактного значения. Смысл этого понятия полностью зависит от конкретных обстоятельств, в которых находится страна и от уровня ее развития. Настоящий российский «средний класс» сейчас намного зажиточнее, чем несколько лет назад, но его финансовое состояние остается весьма хрупким. Его стандарты жизни - намного ниже, чем у западного «среднего класса» и будут ниже в обозримом будущем.
Нам нужно осторожнее обращаться с терминами. Когда участников московских антипутинских протестов называют «средним классом», это ошибочно предполагает, что они представляют большинство россиян с экономической точки зрения. Это не так. Эту политическую группу, которая наращивает уверенность в себе и все сильнее встает в оппозицию нынешнему режиму, можно называть по-разному: «образованный класс», «креативный класс», «сетевой класс», «глобализованный класс». Эти определения намного точнее обрисовывают ее социальные и политические позиции. При этом следует помнить, что настоящий российский средний класс по-прежнему очень беден, и многие вещи, которые мы в Америке ассоциируем с принадлежностью к среднему классу, для него по-прежнему недоступны.