3 сентября Иордания обратилась к международным спонсорам с призывом собрать 700 миллионов долларов для помощи 240 тысячам сирийцев, находящихся на территории страны, из которых 185 тысяч являются беженцами. Таким образом, речь идет о 2917 долларах на одного сирийца. Но можно ли так просто подсчитать, во сколько обходится один беженец? И что стоит дороже всего в процессе размещения этих людей?
Все это очень сильно варьируется в зависимости от ситуации. У живущего в парижском регионе беженца со Шри-Ланки - совершенно иные потребности, нежели у 400 сомалийцев в гигантских лагерях на северо-востоке Кении. Большинство из них (как и хлынувшие в Иорданию сирийцы или отправившиеся в Чад суданцы) попадают в лагерь для беженцев совершенно без средств и нуждаются буквально во всем: воде, продовольствии, образовании, медицинской помощи т.д.
Для оценки стоимости размещения этих людей в лагерях Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ) опирается в первую очередь на регистрационные данные: если нам известно, сколько семей появились в лагере, мы можем прикинуть необходимое количество школ и продовольствия. Тем не менее, такой подсчет может быть лишь приблизительным. Так, в ООН говорят о 200 000 сирийских беженцев в Турции, Иордании, Ираке и Ливане, однако признают, что эти цифры, на самом деле, - меньше реальных. Иордания, в свою очередь, заявляет о 185 000 сирийских беженцев на своей территории.
Читайте также: Беженцы в обмен на визы - ЕС выступает за сделку с Турцией
В марте 2012 года УВКБ и гуманитарные организации обратились с призывом о сборе 84,1 миллиона долларов для сирийских беженцев, однако эту сумму пришлось серьезно повысить в связи с массовым наплывом людей, бегущих от конфликта. В июне УВКБ подсчитало, что нужные объемы финансирования достигают 193 миллионов долларов для 100 000 сирийцев (через два месяца эта цифра удвоилась). В результате у нас получается 1930 долларов на человека, что является чисто теоретической цифрой, так как не принимает во внимание срок проживания беженцев, который может достигать нескольких десятилетий.
Размещение, еда, медицинская помощь, образование…
Каждому беженцу нужны жилье, пища, уход и школа для детей. Но распределение помощи между этими нуждами во многом зависит от ситуации в стране, в которой он оказался. Так, например, в Ливане сирийских беженцев преимущественно размещают в домах местных жителей, а в Турции им приходится жить в лагерях. На здравоохранение будет потрачено 18,6% средств, которые намеревается выделить ООН для сирийских беженцев в Иордании, против 8,3% в Ираке, а на продовольствие пойдет 21,8% помощи в Ливане и 16,7% в Иордании.
Более самостоятельные беженцы, которые живут в городах, в принципе обходятся ощутимо дешевле. В лучшем случае у них есть работа, и им удается самим обеспечить себя: они сами платят за питание и снимают квартиру, хотя могут и дальше получать помощь. Так, многие из живущих в Уганде суданских беженцев не захотели ехать в лагеря и решили жить на собственные средства без посторонней помощи. В такой ситуации беженец, разумеется, обходится намного дешевле, чем человек, который безвылазно находится в лагере и полностью зависит от предоставленной ему помощи.
Также по теме: Франция - беженцев заставляют мерзнуть зимой
«Интегрировавшийся» беженец пользуется всеми общественными службами (здравоохранение, образование) города, в котором живет, и значит - все же стоит денег для принимающего государства, особенно, если оно небогато. Большинство из двух или даже трех миллионов афганских беженцев в Пакистане живут в городах, а не лагерях. В этой связи многие страны с неустойчивой экономикой зачастую предпочитают, чтобы беженцы из соседних государств оставались в лагерях, где они полностью зависят от иностранной помощи, а не жили в городах, и значит - частично или полностью перекладывали бы на них стоимость своего проживания.
В развитых странах
В богатых странах стоимость проживания беженцев тоже вызывает полемику. В Австралии, где ведутся особенно ожесточенные споры по вопросу нелегальных мигрантов, каждый ведет подсчет по-своему. В 2011-2012 годах страна потратила 800 миллионов долларов на содержание 7000 человек, которые подали прошение о предоставлении убежища, что составляет 110 000 долларов на беженца. Тем не менее, в этой сумме не учитывается стоимость процедуры перехвата кораблей, а также юридической и медицинской помощи для людей, которые ожидают принятия решения по их делам.
Читайте также: Медведев, мигранты и «умеренный апартеид»
Во Франции в 2011 году государство потратило 520 миллионов евро на 60 000 подавших прошение об убежище (изначально бюджет составлял 327,55 миллиона евро), то есть - 8 666 евро на человека. В данном случае этот подсчет опять-таки - чисто теоретический, так как он не учитывает помощь тем, кому уже предоставили убежище, и бюджеты ассоциаций, которые работают параллельно с правительством.
В этом бюджете 334 миллиона евро (64%) направлены на жилье. Для сравнения: на него приходится лишь 4,7% международной помощи, которую намереваются выделить для сирийских беженцев в Иордании.
Хотя беженцы, безусловно, означают расходы для принимающих их государств, они также могут стать и источником дохода - работать и платить налоги, хотя устроить это может быть и непросто. Во многих европейских странах у подавших прошение об убежище нет права на работу (во Франции они могут получить такое право на определенных условиях). Таким образом, они по закону вынуждены полностью зависеть от государственной помощи или работать нелегально в ожидании присвоения статуса беженца. Именно поэтому УВКБ и многие другие организации подчеркивают необходимость права на работу для этих людей.
В некоторых регионах, где беженцы живут среди местных жителей, программы помощи гуманитарных организаций и ООН помогают улучшить жизнь всего населения. Когда УКВБ строит школу для детей колумбийских беженцев в Эквадоре, эквадорские дети тоже ходят в нее и, значит, получают пользу от ооновской помощи.