Одиннадцатого сентября в Барселоне состоялась одна из крупнейших демонстраций, когда-либо проходивших в Каталонии. Ее участники требовали предоставления независимости этой автономной области. И это обстоятельство еще более сплотило демонстрантов, хотя председатель правительства Каталонии Артур Мас (Artur Mas) вначале пытался использовать ее для поддержки предложения о бюджетном соглашении, которое представит председатель правительства Испании Мариано Рахой (Mariano Rajoy) 20 сентября.
По сравнению с прошлыми акциями, проводившимися в ознаменование Национального дня Каталонии, отличительной особенностью выступлений этого года было требование образования независимого государства, объединившее вокруг себя самые широкие общественные слои, начиная с тех, кто выступает за новую модель финансирования, и заканчивая недовольными сокращением бюджетных ассигнований.
Читайте также: Мнение испанцев о коммунистах нацистского толка
В равной степени бессмысленно отрицать те очевидные события, которые привели к столь мощным выступлениям под сепаратистскими лозунгами, как и преднамеренно принижать значимость требований, которые создают новую политическую атмосферу, насыщенную вызовами и рисками. Эта обстановка требует, прежде всего - от правительства Испании, но также и от оппозиции, высочайшей ответственности и взвешенных действий.
Непростой момент переживает правящая коалиция Каталонии CiU (Convergència Democràtica de Catalunya i Unió Democràtica de Catalunya), но особенно - председатель правительства Автономной области Мас, никак не ожидавший такого размаха выступлений под лозунгами независимости, хотя, возможно, и рассчитывающий извлечь из этого определенные политические дивиденды.
Оппортунистическая позиция правящей коалиции CiU, требующей заключения бюджетного соглашения, чтобы остаться у власти, и угрожающая уходом в случае отказа, способствовала успеху демонстраций, хотя это и не единственное объяснение.
Также по теме: В глазах испанцев себя дискредитировал Кишнер, Путин и Кастро
Но произошли также глубокие политические изменения, которым сопутствует серьезное недовольство решением Конституционного Суда, лишившего надежд на улучшение самоуправления. Причиной тому - кризис со всеми экономическими последствиями и новая стратегия Народной партии, направленная на усиление централизации и вмешательства государства в экономическую жизнь. Это - глобальная проблема, но CiU воспользовалась ею для того, чтобы отвлечь внимание общественности от сокращений расходов на социальные нужды и от ответственности за задолженность Каталонии. Это означает также огромный политический провал, по крайней мере, для последних кабинетов министров, начиная с Аснара, оказавшихся не только не в состоянии разработать какой-либо политический ответ, но к тому же и создавших благодатную почву для роста радикальных настроений. Свою роль сыграл и приход в жизнь новых поколений, незакомплексованных, не имеющих ни страха, ни памяти и рассматривающих европейский кризис лишь как хорошую возможность для того, чтобы Каталония смогла обойтись и без Испании.
Возникшая ситуация может еще более осложниться после выборов в Стране Басков. И нынешний вызов требует подхода более взвешенного и гибкого, чем грубый и неумный ответ Мариано Рахоя в ходе его интервью испанскому телевидению. Назвать полной «ахинеей» то, что многие каталонцы рассматривают как чувство обиды, говорит о безответственности, которую в нашей стране не следовало бы себе позволять.
Читайте также: Россия, Италия, Франция и Аргентина критикуют Испанию
Демократия в Испании достигла достаточной зрелости, чтобы дать ответ на этот вызов. Но ответ давать нужно грамотно, соблюдая правила игры и принимая во внимание приемлемые альтернативные варианты призывам отделения Каталонии от Испании, которые разделяют многочисленные каталонцы, не пришедшие на демонстрацию. Нельзя утверждать, что все пути закрыты. Можно и нужно провести серьезное и конструктивное обсуждение формы существования Каталонии и Испании, которая устроила бы всех. Административное деление на автономные области обеспечило Испании период невиданного процветания, но ничто не вечно в этом мире, и многие выступают за внедрение федеральной системы. В условиях демократии любое предложение законно, в том числе - и об обретении независимости. Но те, кто с таким предложением выступают, должны четко объяснить, что они намерены с этой независимостью делать.