Многие известные политики открыто выступили с призывом поддержать экуменизм. Однако, католики не намерены отказываться от своих догм, тогда как протестанты проявляют бескостную гибкость. Одними призывами нельзя обуздать эти центробежные силы.
Прежде всего, любой призыв к христианскому экуменизму, по сути, является правильным. Но он ни в коем случае не должен быть беспристрастным. К сожалению, именно это и следует сказать о призыве «Экуменизм сейчас!» (Oekumene jetzt), с которым недавно выступил целый ряд известных политиков. После многочисленных оставшихся неудовлетворенными - или неуслышанными - призывов, теперь нужно «назвать вещи своими именами», то есть - либо до предела обострить теологический аспект, либо начать рассуждать, как мышь, предлагающая повесить на шею кошке колокольчик.
Читайте также: В России церковь почти не отделенна от государства
Кошка и колокольчик: этот призыв из-за своей всеобщности скрывает собственную цель. Дело в том, что евангелическая церковь уже давно приглашает представителей всех христианских конфессий посетить свою церковную службу с таинством причастия. Она не создает никаких проблем и не выдвигает никаких условий при венчании брачующихся из различных конфессий. Таким образом, экуменизм как «примирение различий» принимается евангелической церковью. И в таком случае следует твердо заявить: Рим должен начать движение!
Я как протестант не могу не видеть тех проблем, которые существует в римско-католической церкви в области подвижности подобного рода. Если, в соответствии с исторически сложившимися догмами, рассматривать брак как святое таинство, то тогда я не могу сказать, как следует относиться к массовому феномену вступления в новый брак ранее разведенных без того, чтобы при этом не было разрушено само таинство. Если считать правильным посвящение в сан священников, то тогда я не понимаю, как можно, не опасаясь падения, сказать: sorry, это просто была попытка – с завтрашнего дня я опять имею дело с женщинами! А если полагаться на единственную дарующую блаженство церковь с восседающим ex cathedra непогрешимым Папой, то тогда уже будет сложно с догматической и теоретической точек зрения довольствоваться существованием одной из многих равноправных церквей с различными теологиями. (О прагматизме, который временами сглаживает противоречия, следует также говорить: так, например, один евангелический священник захотел расстаться со своей женой и двумя детьми и стать католическим священником – и его брак был аннулирован католической церковью, так как у него, якобы, с самого начала «не было внутренней потребности вступать в брак»; слава Богу, существует еще государственный закон, защищающий честь этой несчастной женщины).
Также по теме: В церковь, как и к психотерапевту, можно придти со своими бедами
Однако мы, протестанты, не должны по поводу всего этого становиться слишком самоуверенными. Евхаристическое и кафедральное сообщества, по крайней мере - среди протестантов - существуют только с 1973 года. И в 1965 году, когда Евангелическая церковь Германии вела споры по поводу Восточного меморандума, Баварская земельная церковь угрожала расколом из-за равного доступа к пасторскому сану для женщин – и 60 лет назад подобного рода вещи отнюдь не были естественными. Еще совсем недавно разведенный пастор лишался своего места, а сегодня он может привести в своей пасторский дом однополого партнера. И – могу поспорить! – рано или поздно однополая пара теологов сможет совместно занимать должность пастора. Пусть будет, что будет, но когда в евангелической церкви начинают с кафедры говорить об ошибочности искупительной смерти Христа, то ввиду приближения вышеназванного духа времени хочется задать вопрос, а нет ли среди этих людей скрытых любителей «круизных путешествий» вдоль берегов Норвегии?
Католическая церковь в своем догматическом оцепенении представляет собой экуменическую проблему, однако то же самое можно сказать о некоторых лагерях евангелической церкви с ее бескостной гибкостью. Одними призывами нельзя обуздать эти центробежные силы.