Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Бывший советский агент ведет антикоррупционные расследования

© flickr.com / jimmyroq Секретный агент
Секретный агент
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Для компаний, которые сталкиваются с проблемой российской коррупции, бывший офицер советской разведки - просто незаменимый помощник. Поэтому, когда у Deutsche Post DHL появились подозрения по поводу возможной коррупции среди таможенных агентов в России, компания обратилась к Юрию Кошкину и его консалтинговой компании Trident Group, базирующейся в Арлингтоне, штат Виргиния.

Для компаний, которые сталкиваются с проблемой российской коррупции, бывший офицер советской разведки - просто незаменимый помощник. Поэтому, когда у Deutsche Post DHL появились подозрения по поводу возможной коррупции среди таможенных агентов в России, компания обратилась к Юрию Кошкину и его консалтинговой компании Trident Group, базирующейся в Арлингтоне, штат Виргиния.

«Скажем так: они оказались очень эффективны», - заметил в этом году на конференции юрист DHL Джеймс Мин (James Min).

Первую половину своей карьеры Кошкин провел в рядах советской военной разведки, изучая своих американских коллег. Теперь западные компании платят ему и фирме Trident за информацию о деловых партнерах и конкурентах в России и в других бывших советских республиках.

Читайте также: Китайский Twitter стал инструментом борьбы с коррупцией


Отставные офицеры разведки, использующие свои навыки для частной практики, - это обычное явление в современном мире крупного бизнеса. Необычным Trident делает тот факт, что эта компания была основана бывшими советскими агентами и комплектует свой штат в основном ими же. В США, России и Украине на нее работают больше дюжины штатных сотрудников, и у большинства из них есть разведывательное прошлое.

По словам Кошкина, в последнее время его фирму все чаще просят расследовать дела, связанные с коррупцией. Клиентов интересует, например, не подкупает ли работающий с ними брокер официальных лиц на Украине, и не принадлежит ли на самом деле коррумпированному иностранному чиновнику компания-партнер по совместному предприятию.

Вступление в силу Закона о зарубежной коррупции в США, а в Британии - Закона о взятках - породило огромный спрос на услуги юристов, бухгалтеров и специалистов по корпоративным расследованиям. Неудивительно, что компания Кошкина, еще пять лет назад специализировавшаяся на подготовке информации для судебных процессов и конкурентной разведке, теперь наполовину переключилась на антикоррупционнную работу.

Кошкин утверждает, что в число клиентов Trident входят «знаменитые» американские компании и широко известные юридические фирмы, но в большинстве случаев отказывается оглашать их названия из-за соглашений о конфиденциальности. Кошкин также отказывается называть свои расценки. По его словам, они значительно разнятся в каждом отдельном случае, однако он признает, что даже самая простая проверка может стоить десятки тысяч долларов.

Также по теме: Бизнес по-русски - крыша, взятки, демократия


Ричард Дин (Richard Dean), известный адвокат из фирмы Baker McKenzie, который занимается проблемами, связанными с Законом о зарубежной коррупции, говорит, что он обращается к Кошкину, когда дело затрагивает Россию.

«В Юрии мне нравится, что ты получаешь информацию о сути дела, - говорит Дин. – У него есть бывшие сотрудники правоохранительных органов и спецслужб, люди из целого ряда ведомств – из ФСБ [Федеральная служба безопасности, наследница КГБ] и армии – и все они очень хорошо информированы».

Все это звучит крайне волнующе, но, как утверждает Кошкин, в основном его работа делается за письменным столом. В частности - его фирма проверяет, действительно ли адрес, приведенный на сайте компании, - это ее реальное местонахождение, или принадлежит ли телефон на визитной карточке тому человеку, имя которого на ней указано.

«Вокруг нашей работы существует некий искусственный ореол, - говорит Кошкин. – Люди просто не понимают, что в коммерческой разведке большая часть информации берется из открытых источников. Самое трудное - в том, чтобы проработать доступный информационный массив, проанализировать данные и сделать из них выводы».

Впрочем, Кошкина не следует считать белоручкой. Когда это необходимо, он и его коллеги могут действовать скрытно и добывать сведения из конфиденциальных источников.


Читайте также: Немецкие санкции против российских коррупционеров?

«Если ты изучаешь компанию или ситуацию и хочешь удостовериться в отсутствии коррупции… на мой взгляд, нужно делать все необходимое за вычетом нарушений закона или неэтичных поступков», - уверен он.

Свои навыки ведения расследований Кошкин получил в Советской армии. Он изучал иностранные языки и военную географию в Военном институте Министерства обороны СССР - известном питомнике офицеров КГБ. Закончив институт в 1980 году, Кошкин отправился в Африку служить в военной разведке.

О своей работе в разведке Кошкин рассказывает неохотно – говорит только, что настоящим шпионом он не был. Впрочем, он вспоминает, как его перехватывали F-14 и F4, когда он летал на Tу-95 над нейтральными водами в Анголу, фотографируя военные объекты. «Все было очень дружелюбно, - утверждает он. – Мы друг другу махали».

В США он впервые приехал в конце 1980-х годов в составе совместной рабочей группы американских и советских военных. К этому моменту Кошкин, по его словам, разочаровался в Советском Союзе и начал задумываться о жизни на Западе, однако он хотел уйти из армии «чисто и честно».

Такая возможность у него появилась в 1989 году, когда СССР начал сокращать свои вооруженные силы и Кошкин смог подать в отставку. В 1991 году он уже жил в Сан-Франциско и работал в пиар-агентстве PBN Company, специализировавшемся на новом российском рынке.

Также по теме: Справедливость в России зависит от взятки

Через два года Кошкин начал консультировать американские компании по ведению бизнеса на «Диком Востоке», а в 1996 году они с юристом Евгением Пшеничным – еще одним выпускником Военного института – основали Trident Group.

Изначально фирма занималась в основном подготовкой информации для судебных процессов. Trident сыграла важную роль в борьбе американского инвестора Кеннета Дарта (Kenneth Dart) с российским нефтяным гигантом ЮКОСом. Кошкин помогал Дарту – миноритарному акционеру ЮКОСа – вести процесс против олигарха Михаила Ходорковского, который в то время считался самым богатым человеком в России. Дарт обвинял Ходорковского в том, что тот прибегнул к размыванию доли собственности, чтобы вытеснить Дарта из нефтяной компании. В 1999 году стороны заключили конфиденциальное соглашение.

К середине 2000-х годов Кошкин начал замечать, что работы, связанной с проблемами коррупции, стало намного больше. Это не было случайностью – именно в это время Министерство юстиции США принялось с новым усердием проводить в жизнь Закон о зарубежной коррупции, который запрещает бизнесу давать взятки иностранным чиновникам. Западные компании хотели знать, не связаны ли они с коррумпированными российскими чиновниками, и Кошкин умел это выяснять.

Читайте также: Великобритания запретила въезд 60 российским чиновникам в связи с делом Магнитского

По мнению Кошкина, изменения в законах выдвинули проблемы коррупции на передний план, но в российском обществе она присутствует уже давно. В последнее десятилетие она приняла новые формы, считает Кошкин, так как было создано множество новых чиновничьих должностей, и «целая армия аппаратчиков» начала искать способы получить доход со своих временных синекур.

Партнер юридической фирмы Salans Рэнди Брегман (Randy Bregman) пользуется услугами Кошкина и его специалистов уже шесть лет. По словам Брегмана, он регулярно консультирует частные инвестиционные компании по вопросам зарубежных вложений и обращается к Кошкину, когда нужно выяснить, не связано ли потенциальное приобретение с коррумпированными государственными чиновниками или организованной преступностью.

Брегман говорит, что больше всего он ценит в Кошкине честность и благоразумие.

«Он работает с россиянами, которые знают, как ведутся дела в России и какое поведение может насторожить россиян, - объясняет Брегман. – При этом Юрий работает честно и не дает оснований опасаться, что он сделает что-то компрометирующее - а в таких делах это всегда повод для беспокойства».