Визит президента Сербии Томислава Николича в Москву, с одной стороны, и визит вице-премьера и министра обороны Александра Вучича в Берлин, по мнению экспертов, свидетельствуют о том, что страна все больше поворачивается к России, а Европа уходит на второй план.
Основной мотив сближения власти с Москвой - экономический. А сказка о том , что Сербия может полагаться и на Европейский Союз, и на Россию, и на Соединенные Штаты, и на Китай, рано или поздно закончится, ведь ЕС, да и Россия, однажды попросят Сербию окончательно определиться, на чьей она стороне.
Преподаватель факультета политических наук и бывший посол Сербии в Париже Предраг Симич говорит, что президент Николич высказал мнение об отношениях между двумя странами. Объясняя, что в Москве он обратился за помощью в решении наиболее острой в настоящее время проблемы Сербии - а это огромная дыра в бюджете - он пригласил президента Путина присутствовать на открытии работ по строительству «Южного потока» через Сербию, что также можно интерпретировать определенным образом, и что призвал Россию начать строительство газопровода через Сербию к концу этого года, Симич утверждает, что Сербия «в обозримом будущем будет приближаться к России, потому как европейская опция на данный момент достаточно остыла».
В обоснование своего взгляда он приводит заявление, которое Вучич, сделал в Берлине. Он рассказал журналистам, что в Германии знают, чего мы не можем выполнить, и считают это нашей обязанностью, а мы называем это ультиматумом, и что Германия и Россия являются очень важными для Сербии. "Сербия идет в ЕС, но для нас очень важна и Россия, очень важны Соединенные Штаты и Китай ...", - сказал он, занимавший тогда пост вице- премьера.
В то же время, в разговоре с нами Симич напоминает, что именно в то время, когда Николич находился в Москве, Запад отменил контролируемую независимость Косова. "Возможно, мы как раз наблюдаем за возведением косовской стены, которая поделит территорию Сербии, как в свое время поделила территорию Германии Берлинская стена, или как 38 параллель разделила Корею на южную и северную", - сказал он.
Относительно внешнеполитического вектора страны у бывшего посла Сербии в Берлине Огнена Прибичевича нет никакой дилеммы. "Германия, несомненно, является для нас ключевым партнером, более важным партнером, чем любая другая страна, в том числе Вашингтон и Москва. Почему? Потому, что Германия является ключевым фактором в ЕС, а наша основная цель - это вступление в ЕС. Другая причина заключается в том, что Германия, конечно, через Соединенные Штаты, ведет политику по отношению к Греции, но и в отношении Косово. Третья причина - экономическая, которая для нас является ключевой", - объясняет Прибичевич.
Комментируя мнения о том, что Сербия в последнее время поворачивается к России, Прибичевич говорит: «Сербия в несколько большей степени, чем предыдущая власть, поворачивается к Москве. Мотив в первую очередь экономический - желание получить деньги для бюджета". Он предупреждает, что вполне вероятно, что интенсивные отношения между Сербией и Россией будут находиться под постоянным наблюдением Вашингтона, Берлина и других важных европейских стран, поскольку речь идет о соперниках на международной арене. "Конечно, они будут уделять этому особое внимание. И это точно не будет плюсом для Сербии ", - подчеркнул Прибичевич и сказал, что Германия в последние десятилетия также хотела развивать отношения с Россией, "но она всегда знала, когда нужно отступить от этих отношений и вернуться на свое место, к НАТО и ЕС, а Сербии, как небольшой стране, вряд ли будет позволена такая роскошь».
После разговора с президентом Николичем президент России сказал, что русско-сербские отношения станут более глубокими, чтобы в будущем перерасти в стратегическое партнерство. Что это значит?
"Конкретно, это все то, что сейчас происходит между Сербией и Россией", - отвечает Симич и объясняет, что Сербия рассчитывает на кредит, чтобы выйти из нынешней сложной ситуации, хотя и неизвестно, получит ли она его. Ожидается, что «Южный поток» пройдет через Сербию и принесет ей дополнительные доходы, что сербская и российская промышленность начнут более тесно сотрудничать, что, вероятно, еще несколько сербских бизнес-гигантов получат русских владельцев.
Из этого он делает вывод, что Сербия будет все больше обращена к России, и таким образом, по его словам, она поймет, что Россией на самом деле правят не Брежнев и не царь Николай II, а капитализм. Симич добавляет, что «не стоит надеяться, что Россия подпишет Сербии пустые чеки».
С другой стороны, Прибичевич отмечает, что у Сербии уже есть стратегическое партнерство с другими странами, такими как Франция, но что "такое стратегическое партнерство на практике почти ничего не означает".
В связи с заявлением Вучича о нескольких аспектах во внешней политике он говорит, что вряд ли Сербия сможет усидеть на нескольких стульях, так как у нее для этого нет ни возможностей, ни потенциала.
А когда она должна будет окончательно определиться? "Это, вероятно, будет время вступления в ЕС. Тогда для Сербии больше не будет возможным, даже формально, вести четырехвекторную политику, возможна будет только одна политика", - говорит он, объясняя, что ЕС и Москва будут все больше вынуждать Сербию определиться, ведь давно прошло то время, когда Югославия или Сербия имела возможность играть в такую политику благодаря неприсоединившимся и Тито. "Сегодня страны должны четко себя позиционировать, то есть к чему-то присоединяться",- подчеркнул Прибичевич.