Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Тест «Газпромом»

Победа ЕС в конфликте с «Газпромом» может иметь серьезные последствия для развития Украины

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Пассивность ЕС в сдерживании российского энергетического давления на Украину уже передвинула его границу на сотни километров в западном направлении. Если не остановить экспансию РФ сейчас, то через очень непродолжительное время придется делать это в значительно менее благоприятных условиях, и цена вопроса может оказаться значительно выше.

Очередное обострение в газовых отношениях между Украиной и РФ происходит на фоне конфликта между ЕС и «Газпромом», результаты которого будут иметь  далеко идущие последствия и для  самого евросообщества, и для перспектив Украины.
 
4 сентября  Еврокомиссия начала расследование в отношении российского монополиста по подозрению в нарушении антимонопольного законодательства ЕС, в частности, речь идет о трех возможных случаях действий, направленных против конкуренции в Центральной и Восточной Европе. Во-первых, «Газпром», вероятно, разделил рынки газа, усложнив свободные поставки в страны - члены ЕС. Во-вторых, не исключено, препятствовал диверсификации поставок голубого топлива из других источников.

Наконец, мог установить несправедливые цены для своих клиентов, связав их с мировыми нефтяными. В Брюсселе рассчитывают таким образом заставить Газпром отказаться от использования своего монопольного положения на рынке большинства постсоциалистических стран Центрально-Восточной Европы для навязывания завышенных цен. В Москве ответили «охваченному кризисом» евросообществу риторикой, которая уже звучала насчет Украины во время газовых войн с «прозападной оранжевой властью».
 
«Вторая линия» геополитической экспансии
 
Тогда основным аргументом Путина в пользу резкого  повышения цен было то, что РФ больше не собирается дотировать экономику нашего государства. Он раздраженно указывал, что, взяв под свою опеку, поддержав Оранжевую революцию и европейский и евроатлантический курс Киева, Запад должен быть готов и субсидировать экономику Украины, чем до этого якобы занималась Москва.

Правда, связь скачка цен для Киева именно с изменением его геополитической ориентации оказалась правдой лишь в той части, где было констатировано, что высокими расценками на топливо (которые, в результате, оказались значительно выше, чем для более удаленных от источников его добычи стран Западной Европы) Кремль добивается отказа Украины от европейской ориентации. Однако почти три года президентства Януковича показали, что в обмен на замораживание европейской и прекращение евроатлантической интеграции, а также демонстративной лояльности к Москве никаких уступок в вопросе цены на газ с его стороны не будет, а давление с требованием полного отказа от суверенитета будет только усиливаться.
 
Апробированную ранее в отношении Украины риторику «геополитического воспитания» с помощью цен на энергоносители после возвращения в президентское кресло и анонсирование претензий на лидерство в Европе и Азии Владимир Путин начинает использовать и в отношении бывших сателлитов Москвы «второй линии» - стран бывшего соцлагеря, которые уже стали членами ЕС.

9 сентября он выступил с резкой критикой начала антимонопольного дела в отношении «Газпрома»: «Это расследование вызвано несколькими обстоятельствами, и прежде всего, тяжелой экономической ситуацией в еврозоне. Речь идет, прежде всего, о странах Восточной Европы. Все они в свое время были приняты в Евросоюз, и ЕС взял на себя обязательства по субсидированию их экономик. Теперь, видимо, кто-то в Еврокомиссии решил, что мы должны взять на себя часть нагрузки по этому субсидированию. То есть, объединенная Европа хочет сохранить политическое влияние, и чтобы мы еще за это немного заплатили. Но это неконструктивный подход».
 
Таким образом, Путин фактически не скрывает, что его целью является, воспользовавшись финансово-экономическими проблемами в объединенной Европе - возродить политическое влияние на восточную часть ЕС. Тем более, что Россия уже демонстрирует признаки восстановления своих позиций на Балканах и в Восточном Средиземноморье: прежде всего речь о Сербии (после прихода к власти Томислава Николича страны начали резко сближаться: договорились о начале строительства «Южного потока» сербской территории; Москва предоставит Белграду кредит на латание бюджета и т.д.), в определенной мере о Болгарии (демонстративно отказалась от евро и разработки западными компаниями месторождений сланцевого газа), о Кипре (где Газпром может получить право на разработку шельфа, а РФ - оказаться основным кредитором страны) и, не исключено, Греции (которая страдает от кризиса, испытывает растущую неприязнь к Германии, на привилегированных условиях сотрудничает с Газпромом и вовлечена в его транзитные проекты).

В то же время в странах, где к России отношение гораздо более настороженное (особенно в Польше, Чехии и странах Балтии), Москва стремится усиливать тактику «геополитического воспитания», прибегая к упрямому отстаиванию монопольных и сильно завышенных цен на газ.
 
Способность ЕС изменить ситуацию и  положить конец обозначенной вызывающей стратегии Кремля, основанной на манипуляциях с ценой энергоносителей для стран с разным уровнем лояльности к России (и использованием полученных от реализации газа ресурсов для их финансового подчинения), а также противодействовать курсу Путина на реставрацию не только евразийского проекта на обломках СССР, но и сферы влияния Кремля на страны ЕС (прежде всего, в пределах той, которую имел Советский Союз), будет зависеть от настойчивости и последовательности европейских структур в нынешнем конфликте с «Газпромом».

Но еще более важную роль будет играть способность правительств ключевых стран ЕС обеспечить Еврокомиссию политической поддержкой, которая по энергичности была бы, по крайней мере, сопоставима с той, которую уже начало предоставлять своему газовому монополисту правительство России.

Так, 11 сентября Путин подписал указ, разрешающий «Газпрому» и другим стратегическим компаниям его страны предоставлять информацию о своей деятельности иностранным государствам и организациям только «по предварительному согласию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного правительством РФ». Таким образом, Кремль, очевидно, пытается еще сделать невозможным обнародование «Газпромом» данных о манипуляции ценами для разных стран.
 
Потребность консолидации
 
Поощренные пассивностью ЕС во время украинско-российского газового противостояния в 2005-2009 годах, Путин и К °, очевидно, надеются на такую ​​же малую готовность Еврокомиссии обуздать монополистический шантаж со стороны «Газпрома» в отношении стран - членов ЕС, входивших в сферу влияния Кремля. Те же надеются, что европейские общие механизмы и солидарность различных государств сообщества обезопасят их сравнительно уязвимые экономики от дискриминационной политики российского монополиста.
 
Для Украины завершение конфликта  в пользу ЕС будет важным с точки зрения не только прецедента, но и поступления сигнала о действенности, а следовательно, и целесообразности дальнейшей ориентации на Евросоюз в целом и Энергетическое сообщество с ним в частности (способное выступить важным дополнительным аргументом против политики «европаузы» режима Януковича).

Поэтому положительный для Европы исход противостояния «Газпрома» и Еврокомиссии будет дополнительным стимулом для нынешней власти скорректировать внешний и внутренний политический курс - она ​​может воспользоваться перспективами сотрудничества с ЕС для вывода Украины из энергетической ловушки. С другой стороны, поражение Европейской комиссии (формальное или фактическое) в конфликте с «Газпромом», а де-факто с режимом Путина способно оказаться мощным ударом по аргументам в пользу восстановления ориентации Киева на ЕС в энергетической и геополитической сфере в целом.
 
Российское руководство публично заявило, что рассматривает инструментарий «энергетической империи» как ключевой в контексте восстановления своего влияния в Европе. Поэтому поражение в вопросе о газовом монополизме, если его получит Евросоюз, будет иметь далеко идущие последствия и в геополитическом плане.

Пассивность ЕС в сдерживании российского энергетического давления на Украину уже передвинула его границу на сотни километров в западном направлении. Если не остановить экспансию РФ сейчас, то через очень непродолжительное время придется делать это в значительно менее благоприятных условиях, и цена вопроса может оказаться значительно выше.
 
Перевод: Антон  Ефремов