Воспоминания полковника в отставке, впервые заговорившего об отношениях с советскими спецслужбами.…Как планировал российский генералитет «взорвать» Абхазию и Южную Осетию? Какую идею разрабатывали в советских спецслужбах против Тбилиси и почему постоянные беспорядки в Грузии устраивают северного соседа? Prime Time предлагает эксклюзивное интервью с начальником седьмого отдела МВД советской Грузии, полковником в отставке Ревазом Мачавариани.
У Ганнибала есть такие слова: «Нет такой крепости, которую не сможет взять груженный золотом ишак». Если понаблюдать за происходящим, сегодня ситуация примерно такая: где деньги, все туда и бегут. Я имею в виду «Мечту». Надо быть большим глупцом, чтобы сказать, что войну с Россией начали мы. Россия использовала для этой войны все рычаги, начиная с военной агрессии, заканчивая кибератакой, дипломатическим, пропагандистским, экономическим давлением. Они вторглись в нашу страну, это - факт. В это время некоторые недалекие политики и, между прочим, и ваши коллеги, выступают и говорят, что войну начала Грузия. Для меня неприемлемо такое отношение, и именно поэтому я решил дать вам интервью и рассказать, что я лично видел и слышал от советских спецслужб и генералов разведки.
Читайте также: Владимир Милов - Путин застрял в прошлом, России нужны другие люди
- И что они конкретно говорили?
- Я в советский период работал на разных должностях в Министерстве внутренних дел, был оперативным работником, следователем и т.д. Мне вскоре предложили руководить седьмым отделом МВД советской Грузии. Это оперативная служба, специфическая работа и носит разведывательный характер. В 1979 году я был назначен начальником данной службы. Седьмым отделом в союзном масштабе руководил некий Николаевич. В этот период начальником седьмого отдела КГБ был Тамаз Нинуа, а седьмого отдела МВД я. Фактически у обоих были одни и те же функции. Однажды меня вызвали в Москву к Николаевичу, состоялось совещание, после чего я пригласил его к себе в гостиницу, мы выпили. В марте 1983 года из Москвы пришла телеграмма, где сообщалось, что я должен был выступить с речью на всесоюзной коллегии. Приехал туда, поселился в гостинице «Минск». Коллегия состоялась, за это время руководитель всесоюзного ведомства весьма со мной сблизился, я познакомился со многими представителями спецслужб, с генералами, которые целенаправленно или нецеленаправленно, находясь со мной, в основном говорили о Грузии. В этот период мне сделали пропуски в специализированные магазины, рестораны, выделили мне машину.
Одним словом, во время пребывания в Москве мне создали все условия и комфорт. Затем сделали мне месячные курсы в Академии, по субботам мы собирались в т.н. генеральском поселке, где были размещены отделы спецслужб. Там находился человек, который сверг правителя Афганистана Амина. Возможно, помните эту историю. За эту операцию его представили на звание генерала, а позже ему вверили руководство отдела науки и техники безопасности. Были еще 3-4 генерала, и когда я появлялся, они сразу же начинали говорить о Грузии, в том числе приводили факты из истории, которые по их разумению подтверждали, что реально Грузия была губернией России. Например, дескать, царь Ираклий передал Картл-Кахетию России по договору, царь Соломон сам подписался на то, чтобы сдать Имеретию, в Мингрелии Дадианам заплатили 1 миллион золотых монет и т.д. Об Аджарии, мол, вообще нет речи, там распространяется брестское соглашение. Они были в обиде за события 14 апреля 1978 года, когда в защиту грузинского языка в Грузии имели место выступления. Советская безопасность тогда впервые увидела воочию, что в Грузии могли начаться какие-то движения для того, чтобы избавится от их влияния. Поэтому они активизировали идеологическую работу. Они полагали что мы, грузины, обманули их, поскольку у нас появились признаки жажды свободы. После событий 1978 года они с еще большим вниманием наблюдали за нами, глубже изучили ситуацию и окончательно убедились, что основная масса грузин хочет независимости.
Также по теме: Удивительная посткоммунистическая государственная идеология России
- И высокопоставленные чиновники советских спецслужб не скрывали этого в беседах с вами?
- Нет, в разговоре с ними не раз прозвучала такая фраза: Грузия будет в том положении, в котором мы приняли ее по Георгиевскому трактату. Это говорили разные персоны. Этих людей, возможно и нет в живых сегодня, но жива эта идея. Идея живет до тех пор, пока не осуществится, или пока идея сама не умрет. Так как данная идея недавно прозвучала от самого Путина, это значит, она по-прежнему актуальна. Путин говорит: мы должны вернуть Грузию в то состояние, в котором мы приняли ее. А это идея русских генералов, которые фактически правят Россией. Если вы думаете, что Россией правят Путин или «Единая Россия», глубоко ошибаетесь. Этой империей управляли и сейчас управляют генералы, они принимают ключевые решения, разрабатывают планы в отношении той или иной страны. Если Путин не учтет их планы, его без проблем выкинут из Кремля.
- То есть, оккупированными территориями Грузии тоже управляет данный генералитет?
Разумеется. Между прочим, когда сегодня выступают по телевидению наши политики и говорят, вот, мол, если мы придем к власти, вернем Абхазию, вернем Осетию, начнем прямой диалог, сделаем то, сделаем это… все это ложь. Не то, чтобы Иванишвили, даже если Путина избрать президентом Грузии, ни Абхазию, ни Цхинвальский регион они не вернут до тех пор, пока не будет огромного международного давления, и до тех пор, пока в самой России не изменится обстановка.
Читайте также: Ющенко объяснил, почему стал личным врагом Путина
- Насколько на ваш взгляд, чувствуется влияние российской службы безопасности на политическом спектре Грузии?
Разумеется, это влияние существует в политике, и все мы превосходно видим, кто находится под этим влиянием. Но даже если привести к власти Иванишвили, думаете, они оставят его в покое? На другой же день ему создадут оппозиционную силу, активизируют, к примеру, Бурджанадзе, которая сейчас стоит в стороне. Поставят ее против Иванишвили, столкнут, несмотря на то, будет, Иванишвили лояльно настроен к России, или нет. Они хотят постоянной напряженности в Грузии, постоянные беспорядки создают наилучшую возможность для осуществления главной идеи России: окончательно, официально захватить Грузию. Посмотрите, что происходит на Северном Кавказе, Россия позиционирует их в глазах Запада как диких, неразвитых людей, укротить которых могут только они. Приблизительно такую же картину хотят они нарисовать и в Грузии. Поэтому и политикам, и народу следует немного больше поразмыслить над этим. Если Грузия еще раз споткнется, это будет последним падением, и никогда уже не сможет подняться.
- Вы, еще с советского периода, хорошо знаете специфику российских спецслужб. Интересно, как легко они создавали в Грузии пятую колонну?
Я не хочу называть сейчас конкретных имен, однако все и без того отлично знают, какие проводились работы, это уже не секретная информация. Между прочим, эту политику они успешно осуществили в Карабахе, и это наиболее наглядный пример того, как начали устраивать беспорядки сверху вниз. В Грузии тоже, как только начинались разговоры о свободе, независимости, сразу же начинался шантаж, мол, у нас имеются две бомбы на вашей территории в виде Абхазии и Цхинвали, которые, если не будете вести себя с умом, взорвем. Русские генералы без обиняков говорили мне, Реваз, мы отдадим Камчатку японцам, отдадим Сахалин китайцам, можем уступить все, кроме Абхазии, и в случае распада Советского Союза Абхазия будет нашей.