(*) Ахчик – в переводе с армянского языка означает «девочка»
Недавно вышедшая в свет книга Хасана Джемаля под названием «1915 год: геноцид армян» вызвала значительный резонанс в нашей печати в связи с обвинением Хикмет Касым, матери писателя Ильхана Сельчука, в армянском происхождении.
Мне еще не довелось прочитать эту книгу, однако ее заголовок напоминает старую немецкую ручную гранату: неизвестно, взорвется она или нет, если выдернуть предохранительную чеку. Эта «граната» оказала ошеломляющее воздействие и, как прожектором, осветила судьбу одной женщины, которая в ходе трагических событий попрощалась с жизнью. На этой истории следует остановиться подробнее.
Читайте также: Геноцид и «геноцид»
Геноцид – страшное явление, однако давайте согласимся, что события 1915 года не были оборонительными действиями. «Чтобы дойти до деревни, которая видна невооруженным глазом, проводник не требуется». Вопрос, который мы стараемся «покрыть золой истории», ссылаясь на историков, через несколько лет вновь возникнет на повестке дня, только в более крупных и фатальных размерах, и приобретет международный размах. Тогда, вероятно, мы снова попытаемся возложить вину на всех, кроме нас самих, и уклониться от ответственности за эту широкомасштабную трагедию. В этом случае, используя подход «Будет день – будет пища», мы сможем на какое-то время забыть о событиях того дня, но сегодня уже предопределено то, что мы столкнемся с тяжелым международным давлением.
Мы обязаны знать правду о событиях 1915 года и посмотреть этой правде в глаза. Официальная точка зрения по этому вопросу не имеет под собой никаких реальных оснований, кроме пропагандистских. Наши объяснения случившегося мировое сообщество считает несправедливыми. Мы понимаем, что в мире не так много людей, которые нас любят, но неужели решения, принимаемые парламентами столь многих стран, не вызывают ни малейших сомнений? Расхождения между официальными фактами и тем, что мы знаем, являются едва ли не уникальным примером в воссоздании турецкой истории: сотни книг и статей, которые мы можем перечислить под общим названием «другая история», нашли отклик в обществе. Несмотря на клише «пусть истории, вводящей в заблуждение, будет стыдно», то, что написано в этих работах, мы воспринимаем практически как истину. Исключение составляют события 1915 года. Обсуждая те зловещие события, мы пытаемся укрыться за оправданиями и говорим что-то вроде: «В миг, когда мы были так слабы и беспомощны, нам нанесли предательский удар». Такие слова, в сущности, являются показателем слабости.
Также по теме: Армения - страна без будущего
Ильхан Сельчук до самой смерти скрывал настоящую национальность своей матери. А что еще ему оставалось делать? Братья Сельчука были известными политиками, и то, что их мать имела армянское происхождение, могло представлять серьезную угрозу для их карьеры и даже причинить вред тем политическим движениям, взгляды которых они отстаивали. Слова «армянин», «грек», «цыган» – пишу об этом с горечью и стыдом – даже сегодня часто употребляются как оскорбления. Однако помнить нужно самое важное: события, произошедшие в свое время с Хикмет Касым, не являются единичным фактом. Напротив, таких примеров - тысячи. Если бы дети и взрослые в 1915 году добровольно предпочли исламскую идентичность… Но все мы знаем, что этого не произошло, и их заставили это сделать, иначе у них не было шансов выжить.
Заставить людей отказаться от своей религии и национальной идентичности – это действия, которыми невозможно гордиться. Поэтому вопрос, требующий обсуждения, связан с тем, разглашать до сих пор скрываемые или факты или нет. Выбор между гласностью и сохранением тайны должен оставаться у каждой конкретной семьи или отдельного человека. И каждый обязан уважать этот выбор. Мнение Хасана Джемаля по этому вопросу я нахожу несправедливым.