Если мы затрагиваем тему христиан на Ближнем Востоке, логично, что слово «иммиграция» сразу же напоминает о драме сотен тысяч арабов, верящих в Христа и подвергшихся дискриминации, которые были вынуждены искать свое будущее далеко от родной земли. Но это - только одна сторона медали, потому что есть еще христиане, которые сегодня приезжают на Ближний Восток из дальних стран и тоже сталкиваются со многими проблемами.
Именно Папа вспомнил об этом в своем апостольском письме «Церковь на Ближнем Востоке». В этом документе Бенедикт XVI связал между собой эти два явления. Может быть, в качестве примера в этом вопросе нет лучшей страны, чем Ливан, чтобы продемонстрировать, что такое сближение вполне уместно.
Читайте также: Христиане Ближнего Востока
Это правда, что в последние годы из Бейрута уехали на Запад многие молодые христиане. В стране кедров живет миллион иностранных рабочих-иммигрантов: прислуга, обслуживающий персонал гостиниц, садовники, водители. Среди них есть много католиков из Азии и Африки. Подобное явление характерно и для Израиля, где среди католических верующих есть филиппинцы, индийцы, суданцы. Их общее количество превышает численность арабов. В Саудовской Аравии и в странах Персидского залива тоже много христиан, приехавших издалека, и, хотя они прибыли только на время, их положение крайне неустойчиво. В целом, количество таких людей составляет несколько миллионов.
«Эти группы людей, представленные одинокими мужчинами и женщинами или целыми семьями, сталкиваются с двойными трудностями. Они являются иностранцами в странах, в которых работают, и очень часто подвергаются дискриминации и испытывают на себе несправедливое отношение», - пишет Бенедикт XVI в письме. Более того, он добавляет, что «иностранец - объект внимания Бога и, следовательно, заслуживает уважения. Гостеприимство, проявленное по отношению к нему, зачтется на Страшном суде».
Эти сильные слова в первую очередь обращены к правителям, но касаются также и христианских сообществ, внутри которых отношения с вновь прибывшими не всегда складываются легко. Очень часто эти группы на Ближнем Востоке в одном приходе живут параллельной жизнью. Папа обращается и к верующим арабам, объясняя, что гостеприимство по отношению к иностранцу — это и их дело, потому что «эти люди сделали столь же мучительный выбор, что и ближневосточные христиане, которые решили эмигрировать». Поэтому на вновь прибывших не надо смотреть, как на чужаков.
Также по теме: Сирия - христиане в нерешительности
Фактически Бенедикт XVI предлагает Ближнему Востоку стать лабораторией церкви, в которой из-за глобализации универсальность больше не будет абстрактной идеей. «Я обращаюсь к сообществу верующих католиков региона, - и к тем, кто там родился, и к вновь прибывшим, - ваши группы за последние годы становятся одинаково многочисленными. Для Бога вы - единый народ, и вера у вас - одна! Старайтесь жить, уважая друг друга. Объединитесь в братском союзе, любите и цените друг друга, чтобы засвидетельствовать вашу веру в смерть и воскресение Христа», - таковы заключительные слова 35-го параграфа апостольского послания. Папа считает, что Ближний Восток сможет действительно перевернуть страницу противостояния, если он повернется лицом к «вновь прибывшим».