Перевод предоставлен изданием «Курсор» (Израиль)
Прошедший год начался с надежды и завершился множеством тревог. В канун прошлого праздника Рош ха-Шана мы жили надеждами на изменения, связанные с мощной волной социального протеста. Головокружительное лето 2011-го дало нам ощущение того, что израильтяне наконец оставили дома цинизм, гражданский нигилизм и вышли на улицы с целью потребовать то, что в иных странах является чем-то само собой разумеющимся - достойные отношения между гражданином и государством и надежда - вместо безвыходности.
Читайте также: Иранский атом и безопасность Израиля - в поисках решения
Против движения за социальные перемены выступили колоссальные силы, стремившиеся задушить надежды израильтян. Тем не менее протестное движение достигло гораздо большего, чем полагают циники. И главное: влияние этих событий станет особенно заметным в будущем. В начале нынешнего года израильское общественное сознание вернулось к старому восприятию реальности - нас вновь переполняют не надежды, а страхи и тревоги: ухудшающаяся экономическая ситуация, политическое отчаяние, которое вряд ли изменится в ходе предстоящих выборов в кнессет и, разумеется, страх, связанный с нашей физической безопасностью, который превратился за годы правления нынешних руководителей в основной рычаг управления страной.
Я сомневаюсь, что Биньямин Нетаниягу и Эхуд Барак (два человека, которых мы согнали с политической сцены более десяти лет назад, и вот пожалуйста - они снова вернулись), сеющие страх, потому что ничего другого они предложить нам не в состоянии, осознают, какой колоссальный моральный ущерб они причинили своим согражданам в течение прошедшего года. Дилемма «Нужно или нет бомбить иранские объекты», которая в сильном государстве, граждане которого верят в будущее, должна иметь лишь тактическое значение (и не более), была превращена Нетаниягу и Бараком в истерическую вакханалию с холокостной метафорикой и черными пророчествами. Граждане государства, существующего 64 года, обладающего армейской мощью на уровне региональных держав, сильной и развитой экономикой, жизнеспособной демократией, не хотят жить подобным образом.
Также по теме: Война и блеф - Иран, Израиль и США
Это был тревожный год и для представителей той профессии, с которой я связан последние 20 лет. Положение, в котором оказалась газета Maariv, - результат общемирового кризиса печатных СМИ и проблематичного управления этим издательским концерном. Подобный кризис угрожает не только Maariv, но и большинству израильских средств массовой информации. Очень печально было наблюдать за отсутствием солидарности в среде журналистов и сотрудников других СМИ по поводу ситуации в Maariv.
Нам некого бояться, кроме самих себя, сказал однажды Франклин Делано Рузвельт, когда 80 лет назад был избран на пост президента США, в тот период, когда страна находилась в тяжелейшей экономической ситуации, а над миром сгущались тучи войны. Таковым является и положение, в котором находится государство Израиль, граждане этой страны, пресса этой страны. И все-таки нам некого бояться, кроме самих себя. Очень многое зависит от нас самих.