Монголия и Северная Корея отдают предпочтение России – точно так же, как некоторые партнеры США в Юго-Восточной Азии благоволят к Америке. В то же время Монголия и особенно Северная Корея предоставляют России удобные возможности для повышения ее роли в решении проблем Северо-Восточной Азии.
Несмотря на распад Советского Союза и довольно невнимательное отношение к ним со стороны Кремля в 1990-е годы, Улан-Батор и Пхеньян никогда не отказывались от попыток восстановить связи с Россией. Высокопоставленные политические и военные руководители постоянно призывали к развитию отношений с Москвой в сфере политики, экономики, культуры и в военных вопросах. Положительные ответы они начали получать спустя десятилетие, когда к власти пришел российский президент Владимир Путин. Его визит в КНДР и Монголию в 2000 году показал, что Кремль вновь придает большое значение двум своим бывшим союзникам, чьи промышленные предприятия и прочие объекты создавались при советском содействии и при помощи советской техники. На смену их договорам о взаимопомощи с Россией пришли соглашения о добрососедстве – с Монголией в 1993 году, а с Северной Кореей в 2001-м. Проблема долгов на сумму 11 миллиардов долларов, накопленных в советскую эпоху, была решена благоприятным образом для монголов в 2003 году, а для северных корейцев - в 2012-м. В результате - Россия обеспечила себе долю в ключевых проектах развития инфраструктуры. В Северной Корее Россия будет инвестировать средства в строительство транскорейской железной дороги, в прокладку газопровода, в создание особых экономических зон и в образование. В Монголии Москва будет вкладывать свои капиталы в трансмонгольскую железную дорогу и ее продление, а также в добычу урана и алюминия. Экономическое сотрудничество с Монголией и Северной Кореей будет играть важную роль в путинских планах развития давно уже запущенных и забытых районов Дальнего Востока и Сибири, а также выхода на китайский и восточноазиатские рынки минералов для увеличения их экспорта из России.
Читайте также: Монголия атомное сердце России
Монгольское и северокорейское сотрудничество с Россией объясняется тремя причинами. Во-первых, все три страны боятся демографической экспансии Китая. Северная Корея и Монголия всегда с большим вниманием относились к количеству китайцев, живущих в их странах. Во времена культурной революции обе страны выслали в КНР большое количество китайцев, и с тех пор пристально следят за теми, кто остался. Монголия в этом отношении - уязвимее остальных, поскольку у нее самая маленькая численность населения – всего 2,8 миллиона человек. Это даже меньше, чем количество монголов, живущих в Китае. Даже в советский период, когда обе страны радушно принимали у себя граждан СССР, большинство русских воспринимали Монголию и Северную Корею как чужие и странные земли с незнакомой культурой и цивилизацией, и не испытывали особого стремления оставаться и жить там. Китайцы, скорее всего, думают и действуют иначе.
Монголия, Северная Корея и российский Дальний Восток считаются самыми изолированными и неразвитыми регионами Северо-Восточной Азии, несмотря на изобилие полезных ископаемых. И наоборот, Китай, Япония и Южная Корея считаются мощными центрами экономической силы. В Монголии и Северной Корее - крупнейшие месторождения полезных ископаемых, но там нет топлива и природного газа. Поэтому они мечтают получить те выгоды, которые принесут им газопроводы из Сибири в Китай и Южную Корею – ведь разговоры об этих проектах ведутся уже давно. В то же время, Россия - это единственный для Монголии и Северной Кореи путь выхода на рынки Евразии и импорта топлива и техники. Существуют самые разные объяснения нежелания Северной Кореи последовать китайскому примеру в осуществлении экономических реформ; но эта страна, как и Монголия, стремится избежать усиления своей зависимости от китайских инвестиций, технологий и рынков. Этим же объясняется и то обстоятельство, что Монголия одобрительно относится к участию России в ключевых проектах по добыче полезных ископаемых и развитию инфраструктуры, и в то же время принимает законы против инвестиций китайских государственных компаний в стратегические отрасли своей экономики. Кроме того, визит Ким Чен Ира в Улан-Уде в 2011 году после его ознакомительной поездки в северо-восточные провинции Китая сигнализирует об аналогичном желании КНДР развивать связи с Россией.
Также по теме: Российский газопровод через Северную Корею выгоден всем
У всех трех стран есть вполне конкретные геополитические потребности. Северная Корея традиционно является для России стратегическим буфером, отделяющим ее от США и Японии, а Монголия точно так же хочет самоизолироваться от Китая. Партнерство России с Северной Кореей усиливает ее возможности в отношениях с Южной Кореей и Японией в вопросах экономики, а с Соединенными Штатами - в вопросах безопасности (таких как расширение НАТО и ПРО). Монголия же повышает ставки России в отношениях с Китаем и дает Москве дополнительные рычаги воздействия на Пекин. В последние годы Россия возобновила оказание военной помощи Монголии и действует в этом направлении весьма активно (обучение, поставки техники, учения). Для Монголии и Северной Кореи Россия является единственным источником политической, экономической и военной поддержки перед лицом все более самоуверенного и напористого Китая. А знакомство этих стран с российской культурой еще больше отдаляет их от Китая в плане самоидентификации.
И наконец, в отличие от бывших коммунистических стран Центральной и Восточной Европы, Монголия и Северная Корея положительно относятся к своим прежним связям с Россией, несмотря на внезапные периодические отклонения. Обе страны создавали свои государственные институты при российском содействии, в то время как в странах Центральной и Восточной Европы русские разрушали такие институты. Кроме того, Монголия и Северная Корея стали членами нынешней международной системы с помощью СССР в 1961 и 1991 году, соответственно. В то же время оба государства стремятся официально оформить свои отношения с США и Японией, придав им упорядоченный характер. Пока в этом деле преуспела только Монголия после своих политических перемен, произошедших в 1990-е годы.
Читайте также: Россия будет участвовать в разработке месторождения в Монголии
Хотя некитайские партнеры России из Восточной Азии благоволят к Москве, геостратегическое восстановление ее позиций носит весьма сложный характер, и во многом похоже на «привязку» США к Азиатско-Тихоокеанскому региону. Россия имеет возможность усилить свое военное присутствие на Дальнем Востоке, но она не в состоянии поддерживать интенсивные связи в сфере безопасности с обеими странами. Любой шаг в военной области подорвет ее отношения с ключевыми инвесторами - такими, как Китай, Япония и Северная Корея. Кроме того, слишком напористые действия Москвы могут подтолкнуть Монголию и КНДР к сближению с Китаем. Как и США, России предстоит период экономической турбулентности. Но она остается самым доступным, близким и понятным партнером для политических элит и народов Монголии и Северной Кореи. Обе страны и впредь будут служить для России в качестве экономического коридора для выхода на рынки Северо-Восточной Азии, а также - стратегического буфера, отделяющего ее от давних соперников.
Жаргалсайхан Менди – аспирант Университета Британской Колумбии, специализирующийся на политологии. Он работал в монгольском Министерстве обороны, в посольстве Монголии в Вашингтоне и в Институте стратегических исследований.