Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Удовольствия взрослого прочтения «Хоббита»

Конфликт, жадность, поэзия: классическая книга Дж. Р. Р. Толкиена, отмечающая свой 75-летний юбилей, предназначена не только для детей

© flickr.com / Gwydion M. WilliamsКнига Дж. Р. Р. Толкиена «Хоббит»
Книга Дж. Р. Р. Толкиена «Хоббит»
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На этой неделе «Хоббиту» исполняется 75 лет – это событие заставит многих поклонников с нежностью поразмышлять над своими детскими воспоминаниями о приключениях Бильбо Бэггинса. «Хоббит» пользуется заслуженным уважением в качестве книги для детей. Между тем роман Толкиена представляет собой гораздо более сложную книгу, чем принято считать, и он щедро вознаграждает тех взрослых, которые берутся его перечитывать.

На этой неделе «Хоббиту» исполняется 75 лет – это событие заставит многих поклонников с нежностью поразмышлять над своими детскими воспоминаниями о приключениях Бильбо Бэггинса. «Хоббит» пользуется заслуженным уважением в качестве книги для детей, в то время как взрослые люди зачастую не обращают на нее внимания. Ее, как правило, относят к категории «подростковой литературы», и даже серьезные поклонники Толкиена часто пренебрегают ей, когда вырастают и обращаются к «Властелину колец» и «Сильмариллиону». Между тем первый опубликованный роман Толкиена представляет собой гораздо более сложную книгу, чем принято считать, и он щедро вознаграждает тех взрослых, которые берутся его перечитывать.

 

Персонажи Толкиена имеют удивительную глубину, и в первую очередь это касается самого Бильбо, который может стать достойным предметом для психологического исследования. В Бильбо борются два конфликтующих импульса – его любовь к комфорту, безопасности и привычному окружению и его скрытая страсть к приключениям, к удивительному и неизвестному миру, о котором ему доводилось только читать. Толкиен связывает эти совершенно различные наклонности с принадлежностью Бильбо к двум семьям – к уравновешенным Бэггинсам и славным Тукам.

 

Натура Туков впервые просыпается в Бильбо, когда он слышит, как гномы поют песню о драконах и золоте, и вскоре он неожиданно соглашается сопровождать гномов в их путешествии, целью которого является возвращение утраченных сокровищ. Но история Бильбо - это нечто гораздо большее, чем рассказ о незадачливом и упрямом персонаже. Натура Бэггинсов, которая временами проявляется как обыкновенная ограниченность и робость, не слабеет и не пропадает, пока он пытается приспособиться к миру приключений. Толкиену удается сохранить баланс между этими двумя сторонами характера Бильбо, показав, каким образом они превращаются в мужество и мудрость.

 

Самый главный героический поступок Бильбо – это вовсе не храброе спасение или победа над чудовищем, а его попытка предотвратить войну между союзниками путем акта самопожертвования – ценой того, что его друзья будут считать его предателем. В этот момент в нем соединяются отвага Туков и здравый смысл Бэггинсов, которые дополняют друг друга.

 

Одной из характерных черт «Хоббита», которую неизменно недооценивают, является поэзия и песни, которые сопровождают персонажей от начала их путешествия и до конца. Большинство читателей лишь невнимательно проглядывают стихи или попросту пропускают их, но те, кто это делают, лишают себя возможности насладиться одними из самых удивительных литературных творений Толкиена. Песни в «Хоббите» - это не просто стихи, включенные в текст романа: они созданы так, чтобы передавать голоса и иллюстрировать настроения поющих.

 

Простые выкрики гоблинов, когда они впервые берут в плен Хоббита и гномов, позволяют читателю понять их отношение к жизни после первых коротких строк: «Clap! Snap! The black crack! / Grip, grab! Pinch, nab!» Резкие, взрывные согласные и односложные глаголы, выражающие конкретные действия, мгновенно погружают нас в жестокий мир гоблинов, которые получают удовольствие от своей жестокости. Песня гномов на кухне Бильбо – в которой они весело угрожают «разбить бокалы и расколоть тарелки» («Chip the glasses and crack the plates!») – звучит в некотором смысле похожей на песню гоблинов, но относительная сложность оборотов и стихотворных строк демонстрирует их сравнительную мягкость. Читатели легко улавливают семейный характер их (в сущности шутливых) угроз. Лесные эльфы тоже поют песню, изобилующую односложными словами, когда наблюдают за тем, как их бочки скатываются в реку, но мягкие, плавные согласные звуки («roll-roll-rolling down the hole!») и удовольствие от игры звуками («Heave ho! Splash plump!») доказывают, что их простые радости настолько же невинны, насколько гоблины жестоки. Поэзия обогащает и дополняет не только повествование, но и эволюцию его вымышленного мира.

 

«Хоббит» - это блестяще созданная история, в которой поднимаются вопросы, актуальные в условиях современного мира: природа зла, значимость человеческого выбора, развращающая сила жадности и та легкость, с которой хорошие люди могут быть втянуты с разрушительные конфликты. В этой книге есть много такого, что может развлечь детей, и еще больше того, что может увлечь взрослых.