Споры ее сторонников и противников утомительны, а аргументы слабоваты или же просто никуда не годятся. Единственное, что я могу сказать наверняка, - это то, что до сих пор нахожусь под впечатлением от последней увиденной мною корриды.
21 сентября Конституционный совет дал ответ на, безусловно, приоритетный вопрос, который 21 июня передал на его рассмотрение Государственный совет: речь идет о проведении корриды во Франции.
21 июня, 21 сентября: три летних месяца - любимое время во Франции для поклонников и противников корриды. Если первые курсировали по югу страны от стадиона к стадиону, то вторые поджидали их небольшими группами у входа, размахивая плакатами с изображением скорчившегося в агонии быка и банальной надписью: «Пытки – это не культура».
Совет вынес решение. Да, закон о проведении корриды не противоречит Конституции. Напомним, что именно он гласит. В статье 521-1 уголовного кодекса прописано, что насилие или жестокое обращение с животными могут повлечь за собой два года лишения свободы или 30 000 евро штрафа. Тем не менее, все это не относится к корриде, так как речь идет о «непрерывной местной традиции».
Вывод: в отличие от Каталонии, Сан-Себастьяна (страна Басков) и Кито (столица Эквадора), на юге Франции совершенно законно проводить корриду с убийством быка.
В результате - следующий летний сезон вновь ждет любителей корриды и ее противников. Каждому - свое. Караван почитателей снова продолжит движение от стадиона к стадиону. А у входа будут стоять группы корридоненавистников (они всегда устраивают протесты в полуголом виде, а их тела раскрашены красной краской, чтобы тем самым, без сомнения, изобразить страдания животного). И бесконечные споры продолжатся снова. Так как вы, за или против?
Споры
Я всегда был ярым поклонником корриды, и эти споры меня откровенно утомляют.
Лично у меня есть всего один аргумент в пользу корриды, и он кажется мне совершенно неопровержимым: она мне нравится, причем, в первую очередь - как представление. Что касается всех остальных аргументов, которые звучат в ходе долгих споров, то они кажутся мне либо подозрительными, либо вообще непонятными.
Экологический. Если бы не коррида, вид боевых быков toro bravo попросту бы исчез. Разумеется, но разве в испанских степях без них никак не обойтись? Сомневаюсь…
Экономический. Коррида позволяет заработать на жизнь тысячам людей и поддерживает туристическую экономику многих городов. Ну и что?
Этологический. Бык настолько яростен, могуч и отважен, что попросту не ощущает уколов пикадора. Допустим.
Историко-мифологический. У корриды - очень глубокие корни. Они уходят к какому-то греческому или критскому божеству некоего средиземноморского культа. Может быть.
Философско-социологический. Наше современное западное общество позорно копирует американскую модель и позволяет навязать себе идеологию Уолта Диснея, «скрывает смерть» и заставляет ее исчезнуть в городах, однако параллельно с этим очеловечивает животное – все это просто смешно. Коррида же напоминает нам о благословенных временах, когда наше общество было безупречно сельским, и мы приносили в жертву свиней в праздничной ритуальной обстановке. Лично у меня нет уверенности в том, что я смогу сохранить каменное выражение лица при виде сцены, когда Бэмби понимает, что его «мама» погибла, тогда как мысль о необходимости провести больше трех дней вдали от города с населением менее 100 000 человек вызывает у меня неподдельный ужас.
Слово «пытка» как оскорбление
Аргументы противников корриды вообще невозможно принимать всерьез.
Прежде всего, должен сказать, что сам факт выступлений против корриды (или рыбалки, охоты и скачек) не перестает меня удивлять. Вообще, употребление столь благородного глагола «выступать» должно, как мне кажется, относится исключительно к защите человеческих ценностей. Мира, равенства, совместной жизни соседствующих народов, борьбы с голодом и неграмотностью и т.д.
Кроме того, употребление слова «пытка» для страданий быка на арене является оскорблением для мужчин и женщин, попавших в руки негодяев, которые мучили их ради собственного удовольствия или для того, чтобы заставить их говорить. Или и то, и другое - одновременно.
Я прекрасно понимаю, что людей может ужасать обращение с быком во время корриды. Как и сидящие в клетках канарейки, подгоняемые хлыстом лошади, попавшая на крючок рыба, кастрированные коты и «постящиеся» улитки. Но мне не кажется верным переносить на актеров и зрителей корриды не свойственное им восприятие.
Я хожу на арены уже почти 50 лет и больше 25 лет выпускаю программу о корриде. Могу поклясться вам, что за все это время мне не встретился ни один тореадор или зритель, который бы получал удовольствие от созерцания страданий быка или же испытывал к ним интерес.
Бык привлекает к себе внимание тореадоров и зрителей по тысяче причин. Какой он: сильный, хилый, смелый, боевой, крепкий, быстрый?.. Но я ни разу не видел радости от его вымышленных или реальных страданий. Хотя в момент его смерти звучат аплодисменты, их цель – поблагодарить быка за борьбу, а тореадора - за проявленное умение.
Зрители ошибочно или верно приписывают быку благородство и отвагу. Тореадоры с тем или иным успехом стремятся угадать его намерения, анализируя его поведение. Животноводы пытаются с помощью более или менее отработанной селекции получить такого быка, который вызовет самые сильные эмоции. Так как же тогда можно утверждать, что всеми этими людьми движет ненависть к этому животному?
15 сентября в Ниме тореадор номер один на данный момент Хосе Томас (José Tomás) сразился с шестью разными быками. По мнению собравшихся на трибунах 13 500 зрителей, это, вне всяких сомнений, была самая красивая коррида в их жизни.
Я был одним из тех 13 500 счастливчиков-зрителей. Прошла неделя, а я до сих пор не могу прийти в себя. И что-то подсказывает мне, что это впечатление сохранится еще надолго.
Мне нечего больше сказать в защиту корриды. Это мой любимый спектакль. И мне кажется, что с этим аргументом невозможно поспорить.