Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Исламу необходим критический взгляд на себя

© flickr.com / JacksoncamМечеть в городе Лахор, Пакистан
Мечеть в городе Лахор, Пакистан
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Нужно предложить мусульманскому миру помочь нам переосмыслить отношения человека с Богом. Но вместо того, чтобы помочь мусульманам вынырнуть из пучины мракобесия и призвать их думать, переосмыслять ради них самих и нас с вами, Запад, как правило, предпочитает делать из ислама пугало. Какое ребячество! И непоследовательность!

Как можно помочь мусульманскому миру выработать критический взгляд на религию? Ведь этот мир до сих пор остается в плену того, что тунисский юрист Ядх Бен Ашур называет «массовой ортодоксией»? Прежде всего, следует признать необходимость этого самого взгляда, так как некоторые все еще испытывают сомнения на этот счет и рассматривают его как очередное проявление западного этноцентризма. Этим людям я отвечаю: нет, понятие всеобщего не является изобретением Запада или чем-то присущим исключительно его судьбе; критический подход к религии должен стать общей ценностью всего человечества.

Все человеческие культуры должны отойти от религии, которая, разумеется, не исчезнет, однако впредь не будет играть для людей роль «главной движущей силы» цивилизации, как это было на протяжение не одной тысячи лет.

Наша общая задача, которая выходит за общественные и культурные границы, состоит в том, чтобы задуматься о будущей форме мира, сбросившего оковы религии и всего, что могло его в них удержать.

Читайте также: Глобализация отношений ислама с Западом

Однако для этого нам нужны иные теории «выхода из религии», отличные от тех, что были разработаны на Западе. Вот к чему можно призвать мусульманский мир, для чего попросить его содействия и сотрудничества: «раззападниванию» понятия выхода из религии, которое зародилось на Западе и до сих пор рассматривалось только на Западе, причем по западной модели и западными мыслителями от Макса Вебера (Max Weber) до Марселя Гоше (Marcel Gauchet).

Так, почему же сейчас нам нужно нечто иное? Потому что в условиях «подъема религии» (то есть регресса) нам нужно спросить себя, что же не получилось в процессе выхода из религии в том его виде, который был продуман и проведен у нас.

Если религия не хочет умирать, это потому что Запад, несмотря на талант своих мыслителей, так и не дал ей достаточных для того причин... Все эти теории разочарования мира, секуляризации политики, смерти святыни или Бога, все они, конечно, по-своему сильны, но, как оказалось, - недостаточны или неполны.


Первым их недостатком стало стремление «создать нечто универсальное в одиночку», с помощью одних лишь ресурсов Запада. Они оказались в неведении относительно всего, что происходило в мире, на других интеллектуальных и культурных горизонтах и могло придать проекту выхода из религии куда больше жизненных сил. В результате все эти западные теории уже отжили свое. Но кто ожидает и согласится принять вмешательство исламского мыслителя в эту дискуссию, которую интеллектуальная элита Запада считает собственным уделом еще с XIX века?

Также по теме: Почему Charlie Hebdo играет с огнем

Однако так и нужно помочь мусульманскому миру выйти из религии, добиться критической модернизации его представителей. Вовлечь его в эту дискуссию о смысле, постоянстве и итогах процесса выхода человеческой цивилизации из ее религиозной матрицы. Спросить его, какую роль он может сыграть в этих спорах, какие светлые мысли в них привнести.

Попросить его решить интеллектуальную, научную и культурную задачу по выработке глубоких идей выхода из религии, которые могли бы стать альтернативой тому, что предлагает западная современность.

Нужно предложить мусульманскому миру помочь нам переосмыслить отношения человека с богами, какими бы они ни были. И рассмотреть вместе с ним, к чему раньше так верно стремился теолог Мохаммед Аркун, состояние гуманитарных наук, которые, к сожалению, нередко вынуждены подчиняться религиозному догматизму и авторитету, хотя социология, философия, история, лингвистика и прочие науки могли бы поспособствовать процессу эмансипации от религии.

Далее им нужно сформировать более просвещенные поколения, которые бы лучше понимали свои взаимоотношения с культурным наследием и его метаморфозы, необходимые для того, чтобы привести его в соответствие с главными проблемами человечества нашего века.

Читайте также: Почему они нас ненавидят

Только при таких условиях переосмысления культурных и экзистенциальных основ мусульманского общества «арабская весна» могла дать нечто большее, чем пустые надежды. Но вместо этого... Вместо того, чтобы помочь мусульманскому миру вынырнуть из пучины мракобесия и призвать его думать, переосмыслять ради самого себя и нас с вами, Запад как правило предпочитает делать из ислама пугало. Какое ребячество! И непоследовательность!

Недавно мы видели еще один печальный тому пример с выходом отвратительной антиисламской поделки, которую выпустили не заслуживающие обрушившейся на них славы провокаторы, или заготовленным всплеском эмоций по поводу новых карикатур в Charlie Hebdo.

Заранее нас уже бросает в дрожь при мысли о том, что могут сделать самые возбужденные из мусульман, заранее мы терроризируем себя страхом перед террористами, чьей ярости нам никак не избежать. Так, зачем играть с огнем? Зачем размахивать красной тряпкой, зная, что все это вызовет только насилие, и лишь подпитывать тем самым порочный круг ненависти и страха? Зачем ждать от ислама самой глупой и агрессивной реакции и даже провоцировать его на нее?

Вообще, не стоит даже ждать новое тому подтверждение: да, ислам испытывает острую аллергию на критику, и да, он практически неспособен на самоиронию... Но все это нам и так уже было известно. Поэтому давайте лучше снова попытаемся проанализировать вопрос о наиболее эффективном и доброжелательном способе преодоления этих барьеров. Давайте призовем их вместе с нами справиться с этим препятствием и вступить в будущее, где религия больше не будет занимать прежнее место, а нам нужно будет постараться превзойти ее в понимании и прославлении тайны каждой человеческой души.

Абденур Бидар, философ.