Г-н Хидео Агава, президент энергетической компании JPDO, выступил на этой неделе с концепцией: россияне вместе с японцами проложат газопровод по дну Охотского моря с острова Сахалин до Хоккайдо. Строительство трубы протяженностью в 1500 км обошлось бы в 700 миллиардов иен (9,1 миллиарда долларов), а ее пропускная способность составила бы до 20 миллиардов кубометров в год.
Япония предлагает выделить на газопровод привлекательный кредит, она также готова впустить Газпром на свой рынок – россияне могли бы принять участие в доходах от продажи газа конечным клиентам.
Читайте также: Россия делает ставку на поставки газа и нефти в Китай и Японию
Для успеха предприятия достаточно проложить полторы тысяч километров труб в сейсмоактивном районе. Однако, Газпром ответил отказом. Председатель правления компании Алексей Миллер заявил о нецелесообразности этого проекта, так как Газпром хочет продавать Японии больше сжиженного газа с предприятия на Сахалине. Помимо этого, он опасается расходов, которые могут возрасти, так как территория, по которым планировалась бы прокладка труб, опасна с сейсмической точки зрения. Заверения Агавы, что японцы располагают технологиями, обеспечивающими сейсмоустойчивость, и что за много лет не пострадал еще ни один газопровод, действия не возымели. Нет, и все.
Такая тактика Газпрома демонстрирует, что он не видит дальше собственного носа. Газпром упорно хочет провести газопровод в Южную Корею через территорию Северной, невзирая на очевидные присутствующие там угрозы похуже землетрясения. В Европе он построил уже достаточно газопроводов, газа на продажу идет по ним все меньше, однако в декабре стартует очередной и самый крупный проект: «Южный поток» - на Балканы и в Италию. Европа и Южная Корея для Кремля - лакомый кусочек, он хочет там разделять и властвовать, если даже не в политическом плане, то хотя бы, дергая за сырьевые ниточки. В Японии шансов у него на это нет, поэтому, напрягаться нет смысла.
Также по теме: Амбиции Путина устремлены на Дальний Восток
Неужели японцы этого не понимают? Не знаю. Из поездки на Сахалин я знаю, что этот остров им близок, потому что до 1945 года им принадлежала его южная часть, как и находящиеся поблизости Курилы. У Хоккайдо и Сахалина есть еще одно, уже не экономическое общее. Это айны - загадочный народ, населяющий эти острова, но не имеющий ничего общего ни с русскими, ни с японцами. Представительницей айнов была жена Бронислава Пилсудского (Bronisław Piłsudski) (брата знаменитого маршала), который был сослан на Сахалин, а потом занимался изучением культуры аборигенов.
Старший Пилсудский до сих пор остается на Сахалине единственным поляком, которому посвящен отдельный зал в местном музее, и деятельность которого изучают в школе местные дети.