Книга Энтони Полонского «Евреи в Польше и в России» («The Jews in Poland and Russia») представляет собой колоссальный – почти всеохватывающий – научный труд. Книга состоит из трех толстых томов, и к кануну праздника Йом Киппур я даже не прочитал и первый из них, в котором изложена история евреев, начиная с 14 века до 1881 года. (Надеюсь закончить чтение тихим праздничным днем). Но кто знает, когда я возьмусь за 2 и 3 тома?
В работе Полонского события описаны настолько подробно, что даже сами мельчайшие детали выделить почти невозможно. Я попытаюсь в общих чертах изложить три самые главные идеи, которые я, погружаясь в описание событий, почерпнул из первого тома за прошедшие два месяца.
1. Североамериканские евреи европейского происхождения, говоря о своих предках-иммигрантах, очень часто упоминают их гражданство. Такая идентификация, привязанная к стране проживания, начала применяться довольно поздно и случайно. Еврейские общины, существовавшие к северу от Карпатских гор, были образованы еще на территории Речи Посполитой. После того, как в конце 18 века ее окончательно поделили между Россией, Пруссией и Габсбургской империей, населявшие ее народы стали просто «немцами», «литовцами», «русскими» или «венграми». В ходе урбанизации евреи с одной стороны или представители других народов с другой стороны начали переезжать в города на заработки, на учебу и в поисках лучшей доли. Там в городах они учили язык и приобщались к культуре своей новой страны, поскольку этому способствовала терпимость их новых властей и просто в силу своей инстинктивной приверженности к традициям.
Некоторые из этих новых народов оказались более привлекательными и желанными, чем другие. По иронии судьбы евреев из бывшей Речи Посполитой менее всего привлекли язык и культура Польши. Потеряв в результате восстаний 1830 и 1863 годов остатки автономии, Польша не могла ничего предложить евреям, которые хотели интегрироваться в местную культурную среду. (Полонский предпочитает термин «интегрироваться» вместо более распространенного «ассимилироваться»).
Таким образом, при том, что еврейская община процветала в Варшаве и других крупных городах входившей в Российскую империю Польши, она говорила не на польском языке, а на идише и на русском. И это стало одной из главных причин антисемитизма, который получил распространение среди представителей польского среднего класса в 19 веке.
2. Евреи переезжали на территорию Речи Посполитой в период с 1350 по 1550 годы, поскольку Польшу в те времена можно было сравнить с Америкой: это была огромная малонаселенная страна, которая терпимо относилась к переселенцам и предлагала им работу и все условия для новой жизни. Первыми в Польшу приехали евреи-беженцы. Ахмадинеджады того времени часто винили евреев в том, что в 1340 годы именно они стали причиной эпидемий бубонной чумы. Польше с ее низкой плотностью населения чума была не страшна. И бушевавшие в результате эпидемий погромы – тоже.
В течение следующих 200 лет Польша превратилась в крупнейшего поставщика пшеницы для остальной Европы. Здесь были заложены основы новых международных торговых отношений, именно в этой стране были созданы новые рабочие места, которые заняли грамотные и владевшие несколькими языками евреи. В коллективной, передаваемой из поколения в поколение памяти американских евреев хранятся воспоминания о страшной бедности в сельских районах Восточной Европы. Однако их далекие предки в 16 веке все-таки переезжали на земли к востоку от Рейна и из северной Италии в Польшу по одной простой причине – не преследования гнали их с родины, их притягивала возможность обрести лучшую долю. Потом разразился экономический кризис: причин было много – катастрофические бунты и войны конца 17 и начала 18 веков, падение экономического единства в регионе, огромный скачок стран Западной Европы в новую эру индустриализации.
3. Еврейские общины в Речи Посполитой пользовались значительной автономией. До тех пор, пока они платили налоги польским властям, этим общинам, так называемым кегилотам (kehilot), предоставлялись широкие полномочия самоуправления. Поначалу этим общинам были созданы очень выгодные условия. Позднее, по мере деградации польской государственности и ослабления принципов толерантности, условия жизни еврейских общин ухудшились. При коммунистическом режиме когда-то автономные общины были поставлены в бедственное и униженное положение – их стали контролировать, угнетать и притеснять.
Однако печальный конец процветания еврейских общин не должен затмевать их яркую и впечатляющую историю более раннего периода. Полонский подчеркивает очень важную мысль о том, что, когда с 1881 года евреи начали уезжать из Восточной Европы в Палестину, они принесли с собой древние традиции самоуправления. Возможно, история демократии Израиля и формировалась под влиянием западноевропейских идей просвещения, но в ее основе лежали самобытные исконно еврейские традиции самоуправления. Жители Сиона заимствовали опыт других, однако они делали это лишь для того, чтобы обогатить свое собственное богатое наследие.