Накануне одного из тех «нескольких» раз, когда он жульничал на экзаменах, этот старшеклассник из Школы имени Стейвесанта (Stuyvesant High School) переписал таблицу с химическими реакциями на клочок бумаги, чтобы подглядывать в него на химии. Он решил, что запоминать все это будет лишней тратой времени, которое можно было бы потратить на другие задания или на сон.
«То есть, “буду вести себя честно и провалю тест”? Ну уж нет. Проваливаться никто не хочет, - говорит он, объясняя, как он и его знакомые убеждают себя мошенничать. – Можно два часа учить материал и получить 80, или рискнуть и получить 90».
Один недавний выпускник школы рассказывал, что к моменту финального экзамена по французскому они с одноклассниками окончательно утратили уважение к учителю. По его словам, он оказался перед выбором – заниматься проектами по информатике и политологии, которые ему нравились, или готовиться к предмету, который считал посмешищем.
«Это был французский, на занятиях по которому учитель весь год нас буквально ничему не учил. На последнем экзамене все вокруг в открытую обсуждали ответы. Мне что, не надо было слушать?» - сказал он.
Именно такие расчеты привыкают делать многие студенты «Стейвесанта», знаменитой нью-йоркской государственной школы, в первый же год обучения. Они приучаются решать, какой из предметов главнее, стоит ли шанс получить высший балл риска попасться, что важнее – сохранить честность или попасть в тот университет, о котором мечтаешь. К моменту выпуска они накрепко усваивают эту морально-учебную арифметику: списывать домашнюю работу нормально, мошенничать на экзамене хуже; жульничать, чтобы сдать обязательный предмет более приемлемо, чем жульничать на экзамене по продвинутому курсу; любая оценка меньше 85 – «провал»; если получишь средний балл выше 95, можно попасть в Массачусетский технологический институт или в Йель.
Более трех десятков школьников, выпускников и учителей, опрошенных в этом месяце, утверждают, что масштабное мошенничество – такое как июньский инцидент с 71 школьником, пойманным на обмене ответами через текстовые сообщения на экзаменах штата, - в «Стейвесанте» редкость. Однако по мелочи, по их словам, школьники жульничают каждый день.
Чаще всего речь идет о копировании нескольких ответов на домашнюю работу по математике через Facebook или о подсказках тех, кто уже сдал экзамен по истории, тем, кому это еще предстоит. Некоторые заходят дальше – прячут формулы в рукаве или в туалете, «гуглят» факты с iPhone, фотографируют вопросы и отправляют снимок умным друзьям.
Выжить любой ценой
По словам учащихся, в «Стейвесанте», который заканчивали четыре нобелевских лауреата, социальной валютой служит академическая успеваемость.
Хотя, приходя в школу, ученики знают, что они – одни из лучших школьников в городе, в школе им приходится конкурировать с сотнями таких же. И давление, по их мнению, только растет: они убеждены, что их ждет светлое будущее, но не все готовы к работе, которая для этого необходима. Они привыкли справляться с любыми заданиями, но не всегда видят в них смысл. По их словам, учителя до сих пор часто им сочувствовали и – не одобряя списывания – не всегда наказывали за него так жестко, как этого требуют школьные правила.
В результате возникла культура, в которой многие школьники объединяются, чтобы справляться с домашними заданиями и экзаменами, полагая, что им просто нужно дожить до заветной цели: университета или работы, о которых они мечтают.
«Я уверена, что все понимали – пользоваться чужой работой неправильно, однако придумывали себе оправдания, - объясняет Карина Мой (Karina Moy), выпускница 2010 года. – Все считали это необходимым злом, без которого будет трудно выжить».
Неизвестно, насколько распространена академическая нечестность в «Стейвесанте» или в прочих больших школах с сильной конкуренцией. Некоторые из опрошенных говорили, что никогда не жульничали. Когда в марте школьная газета The Spectator опросила 2045 учащихся, 80% из них заявили, что мошенничали тем или иным образом.
По словам Майкла Джозефсона (Michael Josephson), президента изучающего вопросы общественной этики Института Джозефсона, опрос 2010 года показал, что из 40 000 учащихся в старшей школе респондентов, 59 % за предшествующий год хоть раз мошенничали на экзаменах, каждый третий использовал интернет с целью плагиата — а каждый четвертый признался, что он солгал в самом опросе.
Для новичков, поступивших в «Стейвесант» по итогам общегородских экзаменов, первая оценка в школе часто заставляет задуматься, говорит Джосина Данкел (Josina Dunkel), преподающая международные отношения и читающая продвинутый курс европейской истории. По ее словам, она получала столько одинаковых домашних работ, что перестала принимать их в напечатанном виде, решив, что если ученики будут писать задания от руки, это уменьшит вероятность копирования ответов из интернета.
«Это сильное потрясение, - считает г-жа Данкел. – Они неожиданно оказываются в среде, где все такие же умные, как и они. Как в такой обстановке быть лучшими учениками, которыми они всегда себя считали?»
К предпоследнему классу, в котором часто бывает по три теста за неделю и в котором в мае и июне школьников ждет целый каскад экзаменов – экзамены по продвинутым программам, экзамены штата, окончательные экзамены, тест SAT, — многие ученики приобретают богатый опыт обмана системы.
Одна парочка разработала систему постукиваний для тестов — один раз для ответа «A», два раза для ответа «B» и так далее, вспоминает Нильс Аксен (Nils Axen), выпускник 2011 года, учащийся сейчас в Корнелле. Другие писали формулы на предплечьях или внутри бутылок с водой.
Новые методы
В ходу у школьников и более современные методы, несмотря на давний запрет использовать в школе сотовые телефоны во время дня. (Новая исполняющая обязанности директора Цзе Чжан (Jie Zhang) заявила, что студентам также будет запрещено пользоваться в школе нойтбуками и айпэдами, а запрет на мобильные телефоны будет соблюдаться строже.)
«Писать на руке – это детский сад, - говорит учащаяся в выпускном классе Мелисса, которая, как и многие бывшие и нынешние ученики «Стейвесанта» просила не называть ее фамилию, так как она опасается неблагоприятных последствий. – Мы делаем фотографию, а затем в действие вступает эффект домино. То, что есть у одного, есть и у всего класса».
К предпоследнему классу все успевают ознакомиться со статистикой с сайта школы, на котором вывешиваются средние баллы и оценки за SAT тех, кто был принят - или не принят - в разные университеты. «Это превращалось в какую-то азартную игру, дурную, болезненную, затягивающую, - говорит 18-летний Элиас Вейнрауб (Elias Weinraub), поступивший в Университет Вашингтона в Сент-Луисе. – Люди подсчитывали: так, у меня 92 балла, а у большинства принятых сюда - 94, значит, мне сюда не попасть».
Хотя у «Стейвесанта» сложилась репутация места с беспощадной конкуренции, в реальности норма в нем - не конкуренция, а сотрудничество. Причем кое-кто смотрит на это сотрудничество именно как на объединение против изматывающей школьников системы. У многих классов есть закрытые группы в Facebook, которые учащиеся используют, чтобы обмениваться советами – а иногда и чтобы полностью вывешивать ответы, которые можно копировать. Домашние экзамены воспринимаются как приглашение к совместной работе.
Недавняя выпускница, которая сейчас учится в Уильямс-колледже, говорит, что она целый год разрешала одноклассникам – сначала одному или двум, потом всему классу - копировать свое домашнее задание по физике. Она всего лишь хотела им помочь. В какой-то момент девушка, регулярно копировавшая у нее задание, взяла его за день до срока сдачи – и тут она поняла, что одноклассники просто рассчитывают, что она будет делать за них их работу.
Тем не менее, она хорошо отзывается о своих одноклассниках: «Я уважаю их и считаю достойными людьми».
«Они могут гордиться своими достижениями в университетах, - добавляет она. – Но иногда бывает, что единственный способ попасть в университет требует слегка поступиться этикой».
Чаще всего от тех, кто сдает экзамены раньше, ожидают, что они будут помогать друзьям, которые сдают те же экзамены позднее, рассказывают школьники. И хотя большинство из учеников в такой ситуации осознает, что они нарушают правила, некоторые из них плохо понимает, где заканчивается помощь и начинается жульничество.
«Границы несколько размываются», - признает 17-летняя школьница из выпускного класса Элисон Рид (Alison Reed).
«На это смотрят, как на помощь друзьям, - объясняет 17-летний Дэниел Канович (Daniel Kanovich), который также учится в последнем классе. – Если спросить людей, они скажут, что это не жульничество. Ты прикрываешь спину мне, я – тебе».
Массовое жульничество на экзаменах штата было раскрыто, когда директору школы Стэнди Тейтелу (Stanley Teitel) сообщили об ученике, делившемся с другими ответами с помощью телефона. Этот школьник, которого зовут Найим Ахсан (Nayeem Ahsan), рассказал New York magazine, что на экзамене по физике, которую он хорошо знал, он быстро закончил задание, а затем разослал ответы нескольким десяткам одноклассников. Взамен он получил помощь с экзаменом штата по американской истории и с городским экзаменом по испанскому – двумя предметами, в которых он был слабее.
Найим и еще 11 школьников были отстранены от занятий на 10 дней, больше чем 50 другим грозит до пяти дней отстранения, сообщил городской Департамент образования. Официальный представитель департамента Конни Панкрац (Connie Pankratz) утверждает, что законы о неприкосновенности личной информации не позволяют городу говорить о том, продолжает ли Найим учиться в «Стейвесанте», однако, по ее словам, «ни одного учащегося из школы принудительно не переводили».
Легкое наказание
Однако в целом, как говорят ученики «Стейвесанта», строгая дисциплина никогда не считалась в школе нормой, а многие учителя с пониманием относились к трудностям, с которыми сталкивались школьники, и смягчали наказание за списывание. Такие меры против жульничества, как проверка работ на плагиат с помощью сайта turnitin.com или проверка на наличие сотовых, были обычным делом. Однако также обычным делом было просто не принять списанное домашнее задание или позволить пойманному на жульничестве пересдать тест, несмотря на официальную политику, предписывающую целый ряд наказаний – от выставления нуля баллов до отстранения от занятий.
Одна недавняя выпускница рассказала, что перед концом последнего класса учитель поймал одну из ее подруг на тесте по математике с листом с формулами на коленях, однако зная, что ее приняли в один из университетов «Лиги плюща», ограничился предупреждением, чтобы не ставить под угрозу ее будущее.
«Хотя всем известно, что в “Стее” трудно, однако люди гораздо снисходительнее, чем принято думать», - заметила бывшая ученица школы.
Г-н Тейтел ушел на пенсию этим летом. Как и г-жа Чжан, он отказался дать интервью. Г-жа Чжан сейчас хочет изменить культуру «Стейвесанта». По словам школьников, она заявила, что все учащиеся должны будут прочесть и подписать документ, который обещает наказание как за жульничество, так и за недонесение о жульничестве. Учителям приказано в первый день занятий по каждому предмету рассказывать о политике академической честности. Учителя английского должны будут обсуждать эту политику подробно и подчеркивать, что школьникам нужно постараться вернуть «Стейвесанту» его некогда безупречную репутацию.
«Мы все хотим доказать, что “Стей” – одна из лучших школ в городе, - говорит только что поступившая в «Стейвесант» Рейчел Макомбо (Rachel Makombo), - и не хотим, чтобы нас считали мошенниками».